Новые Выпуски за 2 года - Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, определяемый ВАК

Новые Выпуски за 2 года

Титульная страница выпуска / Выходные данные


Содержание №:2 Год:2025


ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ
Зиганшин А.М., Черных В.Л., Логачев К.И., Сарчин Р.Р.   Валидация численного решения задачи о течении запыленного потока воздуха в прямом каналеСтр.8
Аннотация:

При работе промышленной местной вытяжной вентиляции от оборудования пылящих производств по воздуховодам транспортируется пылевоздушный поток. Его характеристики: траектории пылевых частиц, сопротивление прямых участков и фасонных элементов, зависят сложным образом от параметров дискретной фазы и поэтому изучены недостаточно хорошо. Современные программные комплексы предлагают различные модели и алгоритмы расчета таких потоков. Цель работы состоит в валидации компьютерной модели течения монодисперсного пылевоздушного потока в прямом канале. Для этого решаются задачи – моделирование потока для разного размера, плотности и относительной концентрациичастиц; расчеты проводятся с рекомендуемыми настройками дискретной фазы и большим количеством моделей турбулентности и пристеночного моделирования; определяется влияние настроек на сопротивление трения и траектории частиц. Результаты. По численно найденным полям давления определены коэффициенты сопротивления трения и проведено сравнение с известными данными при течении чистого и запыленного воздуха. Показано, что «стандартная k-e» модель турбулентности и расширенное пристеночное моделирование приводят к наиболее близкому к известным значению коэффициента сопротивления для незапыленного воздуха. При моделировании течения пылевоздушного потока проведено сравнение большого количества моделей, при разном сочетании параметров дискретной фазы и показано отсутствие как какой-либо закономерности для коэффициента сопротивления от них, так и отсутствие сходимости с известными данными. При этом поведение траекторий частиц физически адекватно зависит от их плотности – осаждение частиц с плотностью 1400 кг/м3 происходит существенно раньше, чем для частиц плотностью 700 кг/м3. Выводы. Использование обычно рекомендуемых настроек приводит к адекватному моделированию поведения частиц – траекторий, осаждения, что полезно для изучения течений в устройствах промышленной вентиляции. Но для правильного моделирования сопротивления трению в канале необходимы дальнейшие исследования и использование более тонких настроек моделей дискретной фазы и ее взаимодействия с несущей средой.

Ключевые слова:
численное моделирование, запыленные потоки, сопротивление в прямом канале, траектории движения частиц
Зайцев О.Н., Чуйкин С.В., Волков В.В., Чесноков А.С.   Моделирование тепломассообменных процессов вентиляции крытых ледовых катковСтр.21
Аннотация:

Крытые ледовые катки и арен относятся к одному из наиболее энергоемких типов общественных объектов, что связано с необходимостью обеспечения характерных микроклиматических и технологических режимов в помещении. Существующие методы расчета зачастую не отвечают современным требованиям к точности и автоматизации, как инструмента для решения оптимизационных задач при проектировании, строительстве и эксплуатации энергопотребляющих систем. Цель работы заключается в изучении характерных особенностей тепломассообменных процессов вентиляции крытых ледовых катков при возможных фазовых превращениях воды в помещении для последующего выбора рациональных технических решений и режимов работы систем вентиляции на основе математического моделирования. Задачи исследования заключаются в разработке и верификации модели тепломассообменных процессов вентиляции в крытом ледовом катке, способной учитывать фазовые превращения воды во влажном воздухе, а так же на строительных и технологических поверхностях. Результаты. Проведено термографическое обследование внутренних поверхностей существующего крытого ледового катка для выявления характерных тепловых зон в помещении. Получено распределение температуры и влажности воздуха по высоте зоны ледового поля, путем отбора проб с помощью измерительного штатива с термогигрометрами. Разработана и верифицирована модель тепломассообменных процессов в помещении крытого катка. Выводы. Выявлено, что циркуляция в центральной части помещения имеет замкнутый характер, и обеспечивается за счет формируемой разности плотности внутреннего воздуха, сопровождающееся эжектирующим эффектом приточных струй. Наличие характерных для крытых ледовых катков градиентов температуры и влажности внутреннего воздуха может использоваться для регулирования термодинамических параметров приточного воздуха при его обработке в системе вентиляции.

Ключевые слова:
тепломассообмен в помещении, воздухообмен, численное моделирование, вентиляция ледовых катков, распределение температуры и влажности
Ал Джожо Ф., Зеленцов Д.В.   Эксергетический анализ одноступенчатой и двухступенчатой абсорбционной холодильной машиныСтр.35
Аннотация:

Основной проблемой абсорбционных холодильных машин, применяемых в холодоснабжении систем кондиционирования воздуха крупных общественных и промышленных зданий являются тепловые потери, возникающие в их компонентах, что приводит к снижению их тепловых характеристик. Зависимость тепловых характеристик от схемы различных типов машин хорошо известна, однако влияние потерь эксергии в элементах схемы изучено недостаточно. Цель работы заключается в получении количественных данных для обоснованного выбора между различными типами абсорбционных холодильных машин на основе сравнительного анализа их эксергетической эффективности. Задачи исследования включают анализ тепловых и эксергетических характеристик как одноступенчатых, так и двухступенчатых машин (температурные режимы, тепловые потоки, эффективность охлаждения), а также расчет общих потерь эксергии, определение элементов машин, в которых потеряно наибольшее количество эксергии, и проведение сравнения с целью выбора оптимальной схемы на основе критерия энергетической эффективности. Результаты. Результаты показали, что оптимальная температура для одноступенчатой машины составила 85 °C, при этом ее эффективность охлаждения достигала 0,87, а тепловой поток в генераторе равнялся 411,4 кВт. В то же время для двухступенчатой машины при температуре 140 C эффективность охлаждения составила 1,522, что на 42,9% больше, а тепловой поток составил 261,4 кВт, что на 36,5% меньше. Также установлено, что максимальные эксергетические потери в двухступенчатой машине наблюдаются в генераторе - 34,7 кВт, и в конденсаторе - 36,4 кВт, тогда как в одноступенчатой машине в конденсаторе - 42,7 кВт, и в абсорбере - 14,8 кВт. При этом проценты увеличения общих потерь эксергии в двухступенчатой и в одноступенчатой являются сходящимся, а максимальные общие потери эксергии в одноступенчатой при температуре 100 °C составили 88,7 кВт, тогда как в двухступенчатой равен 56,2 кВт при температуре 150 C, что свидетельствует о снижении на 36,7% по сравнению с одноступенчатой. Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что двухступенчатая абсорбционная холодильная машина демонстрирует большую энергоэффективность по сравнению с одноступенчатой. Это имеет значение для строительной отрасли, поскольку выбор более энергоэффективного оборудования позволяет сократить энергопотребление зданий и оптимизировать системы кондиционирования и холодоснабжения, а также содействует применению возобновляемых источников энергии и снижению углеродного следа возводимых объектов.

Ключевые слова:
Короянов А.В., Зайцев О.Н.   Исследование системы отопления на основе стеновых блоков с капиллярными трубкамиСтр.46
Аннотация:

Системы водяного отопления на основе капиллярных трубок являются перспективным направлением для исследования. Такие системы обладают рядом преимуществ в сравнении с радиаторным отоплением. Однако, на данный момент они не имеют широкого распространения. Целью данной работы является создание модели стенового блока с капиллярными трубками и изучение параметров его работы. Задачами исследования является: исследование равномерности нагрева поверхности стенового блока при использовании предложенной конструкции системы капиллярных трубок, исследование разницы температур теплоносителя на входе и выходе из системы, исследование потерь давления в изучаемом блоке. Результаты. Предложен принципиальный вариант конструкции стенового блока с капиллярными трубками. Разработана модель стенового блока с капиллярными трубками, изучены параметры его работы, получены графики изменения температуры теплоносителя при прохождении по системе капиллярных трубок, график давления. Выводы. Значимость полученных результатов состоит в том, что за счет выбранной конструкции системы капиллярных трубок удалось добиться показателей потери давления в системе сопоставимых с традиционными системами водяного отопления. При этом равномерность распределения тепла в отапливаемом помещении при использовании разработанной конструкции должна быть значительно выше, чем при использовании радиаторов в качестве отопительных приборов за счет большей площади поверхности теплообмена.

Ключевые слова:
стеновой блок, капиллярные трубки, система отопления, отопительный прибор, водяное отопление
Кареева Ю.Р., Чухлова М.Б., Зиганшин А.М.   Течение в узле «решетка-колено» системы вытяжной вентиляцииСтр.55
Аннотация:

Наличие острых кромок и неравномерное распределение скоростей в элементах систем вентиляции приводит к отрыву потока, возникновению вихревых зон, что, в свою очередь приводит к снижению эффективности ее работы. Одним из вариантов выравнивая потока является установка решеток с ламелями, направляющих лопаток. Целью исследования является выявление зависимости характеристик течения воздуха в вытяжном канале от расстояния между элементами узла «решетка-колено». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: численное исследование течения в вытяжном канале с узлом «решетка-колено»; определение зависимостей размеров вихревых зон, коэффициентов местных сопротивлений от расстояния между элементами узла; сравнение полученных результатов с известными данными. Результаты: построены линии тока течения, зависимости коэффициента местного сопротивления узла и эффективной площади вытяжной решетки для разных расстояний в узле, определены очертания и размеры вихревых зон. Выводы: полученные зависимости могут учитываться при выполнении проектирования систем вытяжной вентиляции в зданиях различного назначения.

Ключевые слова:
численное исследование, узел «вытяжное отверстие-колено», узел «решетка-колено», КМС, вихревая зона
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
Колчунов В.И., Савин С.Ю., Кайдас П.А.  Деформирование железобетонных сборно-монолитных элементов рамных каркасов в особой расчетной ситуацииСтр.65
Аннотация:

Сборно-монолитные конструктивные системы обладают более высокими показателями сопротивления аварийным воздействиям, чем чисто сборные решения. Деформирование и распределение усилий в таких конструкциях обладает спецификой, обусловленной сосредоточенными сдвигами по шву контакта сборной и монолитной части сечения. Однако вопросы учета влияния швов контакта составного сечения на деформирование конструкций в запредельных состояниях в результате реализации особой расчетной ситуации остаются мало исследованными. Цель работы состояла в исследовании влияния конструктивных особенностей сборно-монолитных железобетонных многоэтажных каркасов зданий на их деформирование в запредельных состояниях, вызванных аварийными воздействиями. Задачами исследования являлись: разработка методики численного моделирования сборно-монолитных железобетонных конструкций в условиях аварийных воздействий; определение напряженно деформированного состояния элементов таких каркасов в особой расчетной ситуации с использованием предложенной методики; сопоставление полученных результатов с данными экспериментальных исследований; оценка динамических догружений сборно-монолитных конструкций рам в особой расчетной ситуации. Результаты. Предложена и проверена на фоне опытных данных методика численного моделирования, позволяющая учесть деформативность элементов составного сечения при образовании в них нормальных и продольных трещин по шву контакта. Приводятся результаты параметрического исследования влияния конструктивных особенностей шва контакта: соотношения прочности бетонов сборной и монолитной части сечения, шага стержней поперечного армирования, - на деформативность элементов каркасов и диссипацию энергии. Выводы. Показано, что по мере увеличения нагрузки с 0,2 до 0,6 от эксплуатационной снижается величина динамического догружения в среднем с 1,8 до 1,6.

Ключевые слова:
железобетон, сборно-монолитный каркас, шов контакта, особая расчетная ситуация, энергетический баланс
Гайнетдинов Р.Г., Гимранов Л.Р., Сибгатуллин М.Т., Вельмискин А.Т., Зиярова К.И.  Результаты исследования несущей способности бесфланцевого узла стальной полигональной аркиСтр.77
Аннотация:

В известных решениях конструкций полигональных арок существуют недостатки, которые выражаются в значительном расходе материала за счет применения фланцевых элементов в узлах, при этом данные соединения обладают повышенной трудоемкостью при сборке унифицированных элементов. Следовательно, актуальным является разработка нового узла полигональной арки и исследование ее несущей способности. Цель работы: определение фактической несущей способности нового болтового соединения унифицированных элементов полигональной арки. В соответствии с данной целью решены следующие задачи: разработан опытный образец нового узла стальной полигональной арки и методика его испытания; проведено натурное испытание опытного образца с определением уровня фактических напряжений с помощью тензометрии; проведено численное моделирование узлаи аналитически определены усилия в отверстиях болтового соединения; сделаны выводы о применении узла в арочных конструкциях и дальнейшем совершенствовании конструктивного решения. Результаты. Для полигональной арки, определенной конфигурации и размеров, авторами определены сечения унифицированных элементов, выполнено конструирование узла, где подобраны болты, их количество. Эти полученные данные стали базой для создания опытного образца узла. Проведено натурное испытание опытного образца с фиксацией напряжений в элементах. Получены значения распределений напряжений в численной модели, а также по данным тензометрических датчиков в ходе испытания. Предельное значение нагрузки по результатам испытаний составило 60.14 кН в момент потери устойчивости элемента. Выводы. Применение предлагаемого конструктивного решения в объектах строительства позволит снизить материалоемкость зданий по сравнению с классическими решениями на 10-20 % за счет использования бесфланцевого узла в арках.

Ключевые слова:
новый узел стальной полигональной арки, болтовое соединение, методика испытания, несущая способность, унифицированный элемент, двутавр, парный швеллер
Мирсаяпов Илшат Т., Коянкин А.А., Митасов В.М.   Напряжённо-деформированное состояние сборно-монолитного изгибаемого элементаСтр.87
Аннотация:

Активно развивающее сборно-монолитное домостроение, как в России, так и за рубежом требует развития и теоретической основы расчёта сборно-монолитных конструкций. С целью развития теории расчёта сборно-монолитных изгибаемых элементов в рамках данной статьи предложено описание стадий напряжённо-деформированного состояния сборно-монолитной конструкции. Особенностью формирования напряжённо-деформированного состояния таких конструкция является поэтапное вовлечение в процесс деформирования и восприятия нагрузки сборного и монолитного бетонов. Задачи исследования: описать стадии напряжённо-деформированного состояния сборно-монолитного изгибаемого элемента; на основании экспериментальных и численных исследований обосновать предложенное описание стадий. Материалы. Предложено описание процесса формирования напряжённо-деформированного состояния нормального сечения сборно-монолитного элемента в привязке к «классическим» стадиям изгибаемого железобетонного элемента, предложенного проф. В. И. Мурашёвым, в зависимости от качественного изменения состояния материалов (растянутый бетон сборной части, сжатый бетон монолитной части и продольная растянутая арматура) на каждой стадии. Результаты. Проведены соответствующие экспериментальные и численные исследования сборно-монолитного изгибаемого элемента, которые подтвердили сделанные предположения. Особенностью проведённых исследований являлся поэтапный монтаж и загружение. На 1-м этапе происходил монтаж и загружение сборной части, а на 2-м этапе, после укладки монолитного бетона и набора им требуемой прочности, сборно-монолитные балки дополнительно загружались вплоть до разрушения. Выводы. Предложенное описание напряжённо-деформированного состояния нормального сечения сборно-монолитного изгибаемого элемента условно разделяет процесс деформирования на «классические» стадии с учётом качественного изменения состояния материалов в процессе поэтапного монтажа и загружения.

Ключевые слова:
новый узел стальной полигональной арки, болтовое соединение, методика испытания, несущая способность, унифицированный элемент, двутавр, парный швеллер
Арленинов П.Д.   Моделирование нагрева при длительных испытаниях бетонных образцовСтр.99
Аннотация:

В современных условиях развития атомной энергетики и использовании при строительстве, специальных бетонов и новых типов конструкций, особую актуальность приобретает изучение используемых материалов при повышенных температурах под действием длительных нагрузок. Существующие методики испытаний на ползучесть бетона при нагреве обладают рядом недостатков: сложность поддержания стабильных температурных условий, громоздкость оборудования, невозможность создания высоких нагрузок и отсутствие стандартизированных подходов к таким испытаниям в российских и международных нормах. В связи с этим возникает необходимость разработки новой, более эффективной методики, позволяющей проводить массовые испытания с высокой точностью и минимальными затратами, поскольку существующие методики по государственным стандартам не применимы к высокопрочным бетонам. Задачей исследования является разработка экспериментальной методики для исследования деформаций ползучести бетона при температурах до 90°C, а также создание компактной системы локального нагрева образцов, совместимой со стандартными пружинными установками для возможности задания высоких нагрузок и использования существующей измерительной системы. Результаты. Предложена инновационная трехкомпонентная система, включающая: тонкопластинчатые нагреватели с автоматикой контроля температуры, обеспечивающие равномерный нагрев образцов, сочетающаяся со стандартными пружинными установками и измерительным оборудованием. Проведенные тестовые испытания подтвердили работоспособность системы: достигнута стабильность температурного режима, обеспечена надежность измерений деформаций. Методика позволяет надежно и безопасно проводить длительные эксперименты. Выводы. Разработанная методика обладает следующими преимуществами: универсальность: применима для бетона, железобетона и сталежелезобетона, включая образцы с листовым армированием; экономическая эффективность: использование серийного оборудования снижает затраты на испытания; высокая точность: автоматизация нагрева и модернизация измерительной системы минимизируют погрешности.

Ключевые слова:
ползучесть бетона при нагреве, длительные исследования, моделирование температурных воздействий
Мирсаяпов Илшат Т., Павлов М.Н., Хайруллин Р.Р., Мирсаяпов А.И.  Исследование напряженно-деформированного состояния полушпалы пути пониженной вибрацииСтр.108
Аннотация:

Известные варианты путей метро, которые представлены в пособиях, статьях и патентах исследователей, имеют свои достоинства и недостатки. Наибольший интерес исследователей представляют пути пониженной вибрации. В данной статье исследуется путь, который имеет ряд преимуществ, главные из которых: снижение вибрации от подвижного состава на путь, увеличение срока службы конструкции, повышение скорости укладки полушпал, обеспечение требуемой геометрии верха головок рельсов. На данный момент существует мало исследований напряженно-деформированного состояние полушпал, поэтому существует необходимость оценки несущей способности и трещиностойкости данных конструкций. Цель работы: исследование работы полушпалы из тяжелого бетона, армированного стальной арматурой под действием статической нагрузки. В связи с поставленной целью решены следующие задачи: проведены экспериментальные исследования образцов полушпал, определена несущая способность и момент трещинообразования. Для оценки достоверности результатов экспериментального исследования проведены численные исследования в программном комплексе Ansys. Определен момент трещинообразования и несущая способность с учетом нелинейной диаграммы работы бетона и стали. Результаты. На основе экспериментального и численного исследования были получены значения несущей способности и момента трещинообразования полушпал пути пониженной вибрации. Также были получены и графически изображены эпюры напряжений и деформаций. Выполнено сравнение результатов экспериментальных и численных исследований. Выводы. Значимость исследования для отрасли метростроения заключается в получении деформационных и прочностных значений характеристик данного типа полушпал, обеспечивающие возможность проектирования конструкций путей пониженной вибрации.

Ключевые слова:
Ansys Workbench, LVT (Low Vibration Track), железобетонная полушпала, численные исследования полушпал, экспериментальные исследования полушпал
Крылов С.Б., Арленинов П.Д.   Достоинства и недостатки нелинейной деформационной модели при расчёте прочности железобетонных конструкцийСтр.124
Аннотация:

Постановка задачи. Прочностные расчеты при проектировании являются наиболее важным аспектом строительной отрасли в целом. Метод расчёта прочности на основе предельных усилий, в настоящее время является допустимым, но не основным. В соответствии с действующим сводом правил, основным является метод расчёта прочности железобетонных конструкций на основе нелинейной деформационной модели. Негласно подразумевается, что этот метод является теоретически точным, но в действительности, его теоретическая точность не доказана. Цель работы заключается в оценке точности обоих методов. Исследования проводились численно с использованием метода конечных элементов. Задачами исследования являются: построение численных моделей высокой точности, сравнение результатов расчёта на основе нелинейной деформационной модели и на основе метода предельных усилий между собой и с результатами численного моделирования. Результаты. В ходе выполненного исследования было показано, что расчёт с применением нелинейной деформационной модели не является теоретически точным. Его точность практически совпадает с точностью расчёта по предельным усилиям. Для кратковременных нагрузок разница результатов, полученных обоими методами не превышает 2%. Но при этом такой метод расчёта требует от инженера навыков программирования и является чрезвычайно чувствительным к применяемым алгоритмам. Наибольшая погрешность по сравнению с истинной прочностью сечений оказалась одинаковой для обоих методов и была равна 21%. Выводы. Показано, что основной причиной недостаточной теоретической точности данного метода расчёта являются серьёзные нарушения закона плоских сечений в железобетонных балках и колоннах в предельном состоянии. По точности он не превосходит метод расчёта по предельным усилиям. Статус обоих методов необходимо уравнять в нормативных документах. Это позволит без ущерба для точности значительно сократить время выполнения части расчетов, используя метод предельных усилий как основной.

Ключевые слова:
метод предельных усилий, нелинейная деформационная модель, железобетон, прочность
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Мажитов Е.Б., Беляков А.Ю., Гуляков Е.Г., Хохряков О.В., Хозин В.Г.   Цемент низкой водопотребности как малоклинкерное вяжущее для современных бетоновСтр.133
Аннотация:

Постановка задачи. Необходимость снижения содержания клинкера в промышленных цементах для уменьшения энергозатрат и выбросов углекислого газа побуждает шире использовать смешанные вяжущие с высоким содержанием замещающих минеральных добавок. При этом их применение связано не только с уменьшением доли дорогостоящего клинкера, но и с необходимостью придания бетонам улучшенных строительно-технических свойств (водонепроницаемости, морозостойкости, трещиностойкости, стойкости к коррозии). Предлагается направление наиболее эффективного использования минеральных добавок путём производства цементов низкой водопотребности, в которых минимизируется доля клинкера, а по технико-экологическим показателям они превосходят не только смешанные вяжущие, но и все общестроительные портландцементы, выпускаемые мировыми производителями. Целью работы является сравнительная оценка портландцемента и «карбонатного» цемента низкой водопотребности по составу продуктов гидратации и физико-механическим свойствам в тяжелых бетонах. Задачи исследования: сравнение свойств общестроительного портландцемента и «карбонатного» цемента низкой водопотребности; оценка показателей водопотребности бетонных смесей, прочности и клинкероемкости тяжелых бетонов на основе двух типов вяжущих; анализ составов продуктов гидратации цементов с возможностью идентификации образования новых соединений. Результаты. В работе представлены сравнительные результаты физико-механических испытаний цементного камня и бетонов, приготовленных на основе общестроительного портландцемента и цемента низкой водопотребности с карбонатным наполнителем. Применение ЦНВ-50 позволяет снизить нормальную густоту цементного теста на 23,8 %, водоцементное отношение растворной и бетонной смеси на 40 и 36,8 %, соответственно. Прирост прочности на 28 сут. твердения составил: цементного камня на 39 %, цементно-песчаного раствора на 62 %, тяжелого бетона на 23,5 %. По критерию клинкероёмкости, который определяется отношением содержания клинкера в вяжущем, принятого на 1 м3 бетона, ЦНВ-50 в 2,3 раза превосходит портландцемент ЦЕМ I 42,5 Н. Методом рентгенографического фазового анализа выполнена сравнительная оценка состава кристаллогидратов в микроструктуре образцов цементного камня. Выводы. По показателям водопотребности, прочности и критерию клинкероёмкости «карбонатные» цементы низкой водопотребности превосходят общестроительный цемент. Показано, что при твердении «карбонатного» цемента низкой водопотребности образуются гидрокарбоалюминаты кальция, которые, очевидно, способствуют его раннему интенсивному твердению и повышенной активности в 28-суточном возрасте.

Ключевые слова:
клинкероёмкость, эмиссия углекислого газа, цемент низкой водопотребности, смешанные вяжущие, суперпластификатор
Небратенко Д.Ю., Кондакова Н.Н., Ильичева Н.Н, Лямкин Д.И., Петров В.А.   Оценка физико-химических особенностей смесевых пластификаторов битумных вяжущих методом дифференциальной сканирующей калориметрииСтр.145
Аннотация:

Постановка задачи. Главной проблемой органических дорожных вяжущих является значительное ухудшение их свойств как при изготовлении асфальтобетонных смесей, так и в ходе эксплуатации дорожных покрытий. Общеизвестна положительная роль полимерных модификаторов, прежде всего, термоэластопластов типа стирол-бутадиен-стирол. Однако их эффективное использование возможно только в случае обеспечения требуемой степени набухания под действием низкомолекулярных веществ либо из состава исходного битума, либо введенных дополнительно. Цель исследования - изучение свойств смесевых пластификаторов растительного происхождения методом дифференциальной сканирующей калориметрии. Задачами исследования являются: создание смесевых пластификаторов растительного происхождения с различным соотношением остаточных продуктов лесохимии и оценка возможности их влияния на низкотемпературные показатели битумов нефтяных дорожных вязких окисленных. Результаты. Исследование количественного влияния соотношения компонентов в смеси пластификаторов на их физико-технические характеристики проводилось с использованием товарных продуктов: таллового пека и легкого таллового масла. Использован метод дифференциальной сканирующей калориметрии, исследования проводились на приборе термогравиметрического и дифференциального термического анализа. Показано, что для достижения существующих нормативных требований к низкотемпературным показателям вяжущих целесообразно рассматривать смесевую композицию на основе растительных пластификаторов в соотношении талового пека и легкого талового масла 40/60. При указанном соотношении достигнут необходимый уровень низкотемпературных свойств и отмечена повышенная, в сравнении с индустриальным маслом, совместимость в многокомпонентных битумных составах, что может приводить к снижению температуры хрупкости битумов и является безусловными преимуществом при использовании асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов в северных регионах России. Выводы. Проведенные исследования демонстрируют эффективность применения крупнотоннажных пластификаторов растительного происхождения для регулирования качественных показателей битумных вяжущих. Оценена целесообразность применения их смесей, различных по составу. Определено эффективное соотношение компонентов для пары талловый пек / легкое талловое масло.

Ключевые слова:
талловый пек, легкое талловое масло, дифференциальная сканирующая калориметрия, битумы нефтяные дорожные вязкие
Абдрахимов В.З., Сафронов Е.Г.  Влияние шламов флотационного углеобогащения на технические показатели и структуру пористости керамзитаСтр.159
Аннотация:

Постановка задачи. Истощение качественных традиционных хорошо вспучивающихся монтмориллонитовых глин для производства керамзита ведет к необходимости использования корректирующих добавок, содержащих теплотворною способность – не менее 3000 ккал/кг. В результате этого вспучивание увеличивается. Такой инструментарий утилизации вторичного сырья используется передовыми странами для безопасности окружающей среды. Эффективный рециклинг крупнотоннажных отходов топивно-энергетического комплекса в производстве керамзита может существенно снизить вредное воздействия на окружающую среду и повысить показатели деятельности предприятия. Анализируемая география локализации обогатительных фабрик, показала, что 85% всех извлекаемых из недр земли углей претерпевают обогащение, в том числе в Ростовской области -68%. Цель работы: проанализировать фактор воздействия шламов флотационного углеобогащения на функциональные свойства и макропористую структуру керамзита с участием бентонитовой глины. Задачами исследования являются: определить составы осваиваемых ресурсных источников: химические – оксидный и поэлементный, минералогический и фракционный, а также технологические параметры; охарактеризовать параметры шламов флотационного углеобогащения и бентонитовой глины для создания керамзита; обосновать составы по рециклированию крупнотоннажных шламов углеобогащения в массовое производство керамзита; исследовать эффект воздействия шлама углеобогащения на внутреннюю и внешнюю макропористую структуру керамзита с учетом анализа образовавших закрытых пор. Результаты. За счет повышенного содержания в отходах флотации углерода (С=10,77%) и его выгорания при обжиге выделяется газ, который способствует росту коэффициента вспучивания. Вспучивание керамзита идентифицируется как результат избыточного давления газов внутри микропор, способствующих их расширению, которое пребывает в непосредственной зависимости от вязкости пиропластического расплава. Выводы. Исследование керамзита фракции 5-10 мм засвидетельствовало, что предпочтительными по марочности являются составы, содержащие отходы углеобогащения 30% (состав №4) и 35% (состав 5) марка которых М250, но при этом состав №5 не соответствует условиям по морозостойкости. Таким образом, к оптимальному составу следует отнести состав №4.

Ключевые слова:
отходы флотации углеобогащения, аргиллит, бентонитовая глина, керамзит, макропористая структура, технические показатели
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Мухаметрахимов Р.Х., Гинанов Б.Р., Рахимов Р.З., Хохряков О.В., Аюпов Д.А.  Совершенствование технологии и контроля качества прогрева бетонаСтр.170
Аннотация:

Ключевые слова:
зимнее бетонирование, прогрев бетона, контроль качества, автоматизированный мониторинг, температурный режим, электрообогрев
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
Поспелов П.И. Косцов А.В., Мартяхин Д.С., А.Л. Кортиев, Комарова Т.К.   Исследование границ уровней удобства движения на улично-дорожной сети города средней крупностиСтр.183
Аннотация:

Для решения вопросов, связанных с организацией дорожного движения и разработкой мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания населения городов, необходима объективная оценка качества работы улично-дорожных сетей. Разработанные к настоящему времени методы оценки качества транспортного обслуживания основаны на сопоставлении скоростей движения автомобилей в изучаемый промежуток времени и скоростей движения одиночных автомобилей. С целью формирования обоснованного подхода к определению показателей уровня обслуживания и уровня удобства движения улично-дорожной сети необходимо проведение исследований, направленных на установление скоростей движения одиночных автомобилей. Подобные исследования станут основой методического обеспечения по определению уровня обслуживания и уровня удобства движения на улично-дорожных сетях средних городов Российской Федерации. Задачами работы являются: выполнение замеров скоростей движения автомобилей в свободных условиях на автомобиле-лаборатории и стационарных постах наблюдений и статистическая обработка полученных данных, установление границ уровня удобства движения и уровня обслуживания для условий движения на улично-дорожных сетях городов средней крупности. Результаты. В работе представлены результаты исследований скоростей движения одиночных автомобилей на улично-дорожной сети города средней крупности (на примере г.Владикавказ). По результатам исследований предложены границы уровня удобства движения и уровня обслуживания на сети улиц общегородского, районного и местного значения. Выводы. Результаты исследований являются научной основой для определения показателей уровней удобства движения на улицах городов средней крупности в условиях движения Российской Федерации.

Ключевые слова:
уровень удобства движения, скорость движения, скорость одиночного автомобиля, качество транспортного обслуживания, эффективность работы улично-дорожной сети
Поспелов П.И., Косцов А.В., Комарова Т.К., Васильев В.В.   Оценка уровней удобства движения пользователей наземного общественного транспорта на улично-дорожной сети города средней крупностиСтр.192
Аннотация:

исследования. Передвижения на наземном пассажирском транспорте играют важнейшую роль в организации транспортного обслуживания населения. Методик по оценке качества обслуживания пользователей наземного транспорта, позволяющих учесть условия движения в городах Российской Федерации до настоящего времени не разработано. Цель исследования состоит в разработке методики оценки качества обслуживания пользователей наземного транспорта, в том числе в условиях движения в городах России. Задачи исследования. Необходимо определить критерии оценки качества транспортного обслуживания пользователей общественного транспорта, их весовые коэффициенты, оценить уровень удобства движения пользователей на основе результатов натурных исследований, сформировать методику оценки качества транспортного обслуживания. Результаты. В работе представлены результаты натурных исследований критериев качества обслуживания пользователей наземного общественного транспорта на улично-дорожной сети г. Владикавказ. На основании полученных данных определены критерии оценки качества транспортного обслуживания и их весовые коэффициенты, предложена модель оценки уровня удобства движения пользователей наземного транспорта, определен уровень удобства движения на основе результатов натурных исследований, выполнено сравнение полученных результатов с данными прямых обследований мнения пассажиров о качестве предоставляемых услуг. Выводы. На основании результатов исследования предложена многофакторная модель определения уровня удобства движения пользователей наземного общественного транспорта, что позволит обоснованно подходить к оценке качества транспортного обслуживания пользователей улично-дорожных сетей городов.

Ключевые слова:
пользователи транспорта, общественный транспорт, наземный транспорт, уровень удобства движения, качество транспортного обслуживания, улично-дорожная сеть.
Брызгалов В.И.   Применение теории Вебера при расположении пунктов взимания платы на платных дорогах Стр.202
Аннотация:

Постановка задачи. Платные автомобильные дороги играют ключевую роль в инфраструктуре многих стран, обеспечивая финансирование строительства и обслуживания транспортных сетей. Однако нерациональное расположение пунктов взимания платы может привести к снижению эффективности дорожной системы: увеличению заторов, недовольству пользователей, потерям доходов операторов. Правильное распределение таких пунктов способно стимулировать рост интенсивности движения в урбанизированных зонах, а также усилить грузопоток между промышленными кластерами и регионами, формируя устойчивые логистические коридоры. Цель работы состояла в исследовании оптимального размещения пунктов взимания платы на платных автомобильных дорогах на основе принципов теории Вебера, направленную на минимизацию совокупных издержек при одновременном повышении эффективности дорожной инфраструктуры на примере трасы М-12 «Восток». Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: оценена транспортно-логистическая инфраструктура городов, прилегающих к платной трассе; сформированы варианты локализации пунктов взимания платы с применением теории Вебера. Результаты. Для оптимизации размещения пунктов взимания платы на участке трассы М-12 «Восток» применен метод геопространственного анализа, основанный на построении треугольных моделей. Их вершинами выступили ключевые транспортные узлы: Казань – Ижевск – Уфа; Ижевск – Пермь – Уфа; Пермь – Екатеринбург – Уфа. В рамках исследования установлено, что для минимизации задержек требуется 5 пунктов взимания платы. Выводы. Для оптимального размещения пунктов взимания платы был применен метод пространственной оптимизации, основанных на принципах минимизации затрат разработанной А. Вебером. Эта задача сводится к решению модели линейного программирования, где требуется найти экстремальное значение целевой функции в рамках заданных линейных ограничений. Использование треугольных моделей с вершинами в ключевых городах на трассе М-12 «Восток» подтвердило, что такой подход: демонстрирует влияние грузопотоков и расстояния на оптимальное размещение; оптимизирует расстояние между пунктами взимания платы; учитывает влияние городских агломераций на формирование логистических коридоров.

Ключевые слова:
платные автомобильные дороги, оптимизация размещения пунктов взимания платы, трасса М-12 «Восток», теория Вебера, транспортное планирование
Истомина К.Р., Бургонутдинов А.М., Николаева Р.В.   Улучшение грунтов золой-уноса в конструкциях подпорных сооружений автомобильных дорогСтр.212
Аннотация:

Постановка задачи. В данной работе обозначена актуальность проблемы утилизации отходов сжигания твердого топлива. В связи с непрерывным процессом переработки топлива образуется огромное количество отходов, которые не подвержены вторичному применению и складируются в отвалах, занимая существенную площадь свободных и потенциально пригодных к использованию территорий. Цель работы заключается в исследовании возможности применения золошлаковых отходов (золы-уноса) Рефтинской государственной районной электростанции в дорожном строительстве. Для достижения цели решались следующие задачи: оценка химических показателей состава золы уноса Рефтинской государственной районной электростанции с точки зрения опасности для жизни человека и окружающей среды; анализ напряженно деформированного состояния конструкции подпорной стенки с обратной засыпкой из грунта, улучшенного золой-уноса. Результаты. Оценка золы-уноса как материала, являющегося отходом переработки топлива на государственной районной электростанции, показала, что зола-уноса не представляет опасности для жизни человека и окружающей среды в случае использования золы в различных отраслях деятельности человека. Эффективность применения золы-уноса (а именно золы-уноса Рефтинской государственной районной электростанции) доказана путем проведения численных экспериментов, которые иллюстрируют улучшение работы конструкции подпорной стены и грунта. Выводы. Значимость полученных результатов для дорожного строительства и заключается в том, что применение вторичных ресурсов – отходов промышленности, уменьшает потребности в дорожно-строительных материалах и повышает эффективность их применения. Использование зол-уноса потенциально поможет увеличить объемы утилизации зольных отходов на полигонах и улучшить экологическую обстановки в регионах Российской Федерации.

Ключевые слова:
зола-уноса, сжигание топлива, золошлаковые отходы, утилизация отходов производства, дорожное строительство, подпорная стена
Петроченко М.В.   Метод оценки качества проектов транспортных сооруженийСтр.221
Аннотация:

Постановка задачи. Для оценки качества проекта транспортного сооружения требуется совместный анализ многих разнородных показателей технико-экономических характеристик и транспортно-эксплуатационных свойств объекта транспортного строительства. Разнородные показатели затрудняют оценку качества проекта транспортного сооружения, а существующие методы оценки качества не учитывают стохастический и нестационарный характер состава и интенсивности транспортных потоков. Чтобы избежать этих трудностей при решении поставленной задачи целесообразно воспользоваться методом таксономического анализа. Цель работы заключается в разработке метода, позволяющего решить задачу многопараметрической оценки качества проекта транспортного сооружения. Задачами исследования являются: анализ существующих методов оценки качества, оценка их преимуществ и недостатков; разработка требований, предъявляемых к методу оценки качества; раскрытие сущности и особенностей применения метода оценки качества проекта транспортного сооружения. Результаты. Предлагаемый подход к оценке качества проектов позволяет осуществить выбор эталонного проекта и установления степени сходства планируемого к строительству транспортного сооружения с эталоном. Выводы. Использование метода таксономического анализа позволяет успешно решать задачу многопараметрической оценки качества проекта транспортного сооружения. Эффективность анализа повышается при увеличении числа разнородных независимых показателей качества, что соответствует требованиям системного подхода к оценке качества.

Ключевые слова:
качество, показатель качества, метод оценки качества, качество проекта транспортного сооружения, таксономический анализ
Смирнов Д.С., Утяшева Л.Р., Зиновьев Д.Д.   Влияние релаксационных процессов на физико-механические показатели резиновых уплотнительных профилей тюбингов обделки тоннелейСтр.232
Аннотация:

Постановка задачи. Одним из слабых участков сборной конструкции тоннелей является место стыка между тюбингами. Установление методов, позволяющих определять физико-механические характеристики и условия работы уплотняющих профилей в составе конструкции тюбингов обделки тоннелей с учетом релаксационных процессов в напряженно-деформированном состоянии, позволит расширить область их применения. Цель работы заключается в разработке методов оценки физико-механических свойств уплотнительных профилей, работающих в составе конструкции тюбингов обделки тоннелей. Задачи исследования: провести анализ существующей нормативно-технической документации и научных статей в области исследования свойств уплотнительных профилей использующихся для герметизации обделки тоннелей; определить методы, позволяющие оценивать работу уплотнительных профилей в составе конструкции с учетом релаксационных процессов; провести физико-механические испытания уплотнительных профилей по выбранным методам. Результаты. Проведенный анализ показал, что физико-механические характеристики уплотняющих профилей, использующихся для герметизации обделки тоннелей, могут успешно определяться по рекомендациям «STUVAtec». Результаты испытаний позволяют оценивать их работоспособность в составе конструкции обделки тоннелей с учетом релаксационных процессов. Выводы. Комплексное изучение физико-механических характеристик уплотнительных профилей отечественного производства по рекомендациям «STUVAtec» позволили оценить их работу в составе конструкции обделки и рекомендовать их при возведении тоннелей взамен зарубежных аналогов.

Ключевые слова:
резиновые уплотнительные профили, тюбинги обделки тоннелей, релаксация, релаксационный процесс, герметизация обделки тоннеля
Максимов В.А., Ушаков В.В.   Современные методы герметизации деформационных швов цементобетонных покрытий автомобильных дорогСтр.245
Аннотация:

Постановка задачи. Цементобетонные покрытия эксплуатируются в широком диапазоне температурных и эксплуатационных нагрузок, что неизбежно приводит к снижению их транспортно-эксплуатационного состояния. Для повышения эксплуатационной надежности цементобетонных покрытий автомобильных дорог требуется разработка рекомендаций по правильному назначению герметизирующих материалов, с учетом природно-климатических условий эксплуатации. В этой связи, в данной работе будет предложен обзор и анализ мировых практик и рекомендаций по выбору материалов для герметизации различных климатических условий и типов эксплуатации цементобетонных покрытий автомобильных дорог. Результаты: Описаны особенности герметизации деформационных швов цементобетонных покрытий. Рассмотрены современные герметизирующие материалы. Проанализировано влияние климатических и эксплуатационных условий на выбор герметизирующих материалов и технологии герметизации деформационных швов. Представлены новые технологии, включая использование наноматериалов и интеллектуальных систем мониторинга для повышения долговечности герметизирующих материалов и эффективности герметизации деформационных швов. Выводы: Результаты проведенного исследования позволяют дать рекомендации по выбору эффективных материалов для герметизации деформационных швов, а также представить дальнейшее развитие технологии в данной области, что позволит улучшить транспортно-эксплуатационные характеристики цементобетонных покрытий автомобильных дорог и снизить затраты на их ремонт и содержание.

Ключевые слова:
автомобильные дороги, цементобетонные покрытия, деформационные швы, герметизирующие материалы, герметизация деформационных швов
Буланов П.Е., Вдовин Е.А., Строганов В.Ф., Хусаенов Б.К., Загидуллин Э.И.   Прочностные характеристики стабилизированных грунтов геополимерными вяжущими для дорожного строительстваСтр.258
Аннотация:

Постановка задачи. Современные стандарты предъявляют повышенные требования к качеству грунтов, используемых в основании дорожного покрытия, что стимулирует развитие и применение технологий их укрепления. Следует отметить, что в настоящее время особенно важной проблемой является использование техногенных отходов в различных отраслях промышленности, в том числе в дорожном строительстве. Актуальным является разработка технологий стабилизации и укрепления грунтов с использованием в качестве вяжущих отходов сталелитейного производства, разрабатываемых на основе щелочной модификации. Целью данной работы является проведение сравнительного анализа существующих неорганических вяжущих с разработанным геополимерным вяжущим для стабилизации земляного полотна автомобильной дороги. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи: исследование влияния портландцемента и негашеной молотой извести на прочностные характеристики глинистого грунта; исследование влияния отхода сталелетейного производства и геополимерного вяжущего на его основе на прочностные характеристики глинистого грунта; определение эффективности исследованных вяжущих при стабилизации глинистых грунтов. Результаты. Получены зависимости влияния различных вяжущих веществ на прочностные характеристики стабилизированного глинистого грунта. Установлено, что введение геополимерного вяжущего в количестве 2 % и 4 % в глинистый грунт обеспечивает увеличение удельного сцепления до 107,47 кПа и 134,13 кПа и уменьшения угла внутреннего трения до 16,70 ° и 14,04 ° соответственно. Выводы. Проведенные исследования позволили установить характер влияния различных вяжущих веществ на прочностные характеристики глинистого грунта при одноплоскостном срезе. Показано, что геополимер не уступает по полученным прочностным характеристикам стабилизированным глинистым грунтам традиционными вяжущими. Полученные результаты являются предпосылкой для дальнейшего исследования геополимерных вяжущих при стабилизации и укреплении грунтов в дорожном строительстве.

Ключевые слова:
геополимер, геополимерное вяжущее, стабилизация, одноплоскостной срез, глинистый грунт
Вдовин Е.А., Строганов В.Ф.  Комплексная модификация в дорожной технологии укрепления грунтов на основе подходов синергетики Стр.268
Аннотация:

Постановка задачи. Технический уровень технологии укрепления грунтов в дорожном строительстве, особенно глинистых, не в полной мере обеспечивает возможность повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог и ограничивает возможности применения глинистых грунтов. Одним из новых походов, повышения эффективности технологии укрепления грунтов, является применение комплексной модификации укрепленных грунтов, которые относятся к сложным системам. В этой связи обосновано применение подходов теории синергетики, являющихся одними из передовых методов научных исследований в решении задач по самоорганизации сложных систем. Целью работы является обоснование применения методических подходов синергетики при исследовании комплексной модификации укреплённых грунтов в дорожном строительстве. Сформулированы задачи: провести систематизацию эволюционно-технического развития технологии укрепления грунтов, уровневой организации системы на примере конструкции дорожных одежд со слоями из комплексно-укрепленных грунтов и методов модификации укрепленных грунтов; провести апробацию методического подхода синергетики на примере применения комплексной модификации укрепленных грунтов при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги. Результаты. Впервые предложены: схема уровневой организации системы на примере конструкции дорожных одежд со слоями из укрепленных грунтов, классификации этапов эволюционно-технического развития технологии и методов модификации укрепленных грунтов по функциональному назначению. Разработан новый подход совершенствования технологии укрепленных грунтов в дорожном строительстве, заключающийся в сочетании применяемых видов функциональной модификации (комплексной модификации), основанный на регулировании протекающих физико-химических процессов. Выводы. Проведенные исследования по систематизации достигнутых результатов с применением подходов синергетики направлены на дальнейшее развитие технологии укрепления грунтов в дорожном строительстве. Комплексная модификация укрепленных грунтов определена, как один из новых методов совершенствования технологии. Применение комплексной модификации, обеспечивает возможность проектирования и строительство конструкций дорожных одежд автомобильных дорог с повышенным уровнем технико-экономической эффективности и показателей долговечности.

Ключевые слова:
технология укрепления грунтов, комплексная модификация, глинистый грунт, дорожное строительство, синергетика
Ванюшев А.А., Мокшин В.В., Мавлиев Л.Ф.   Адаптивные сверточные нейронные сети в интеллектуальных транспортных системахСтр.277
Аннотация:

Постановка задачи. В современных интеллектуальных транспортных системах видеонаблюдение один из ключевых инструментов для контроля дорожной обстановки, обнаружения аномалий, распознавания объектов и оптимизации движения. При разработке систем компьютерного зрения необходимость тщательного подбора архитектуры модели и параметров ее обучения для достижения высокой точности распознавания является актуальной задачей. Цель работы заключается в разработке подходов к повышению эффективности управления и безопасности дорожной инфраструктуры, используя большие данные и алгоритмы машинного обучения в интеллектуальных транспортных системах. Задачами исследования являются: анализ моделей обработки транспортных больших данных и установление их ограничений; оценка нейросетевых моделей объектного детектирования Faster R-CNN и YOLO; сравнительное тестирование различных модификаций моделей YOLO, обученных на едином наборе видеокадров городского трафика. Результаты. Проведено сравнительное тестирование моделей YOLO версий v8–v10 на реальном городском трафике с анализом влияния гиперпараметров и сенсорных конфигураций на точность и быстродействие. Полученные данные демонстрируют высокую эффективность предложенного подхода при умеренных вычислительных затратах. Настроенные модели YOLO показали значительное улучшение точности распознавания при сохранении обработки в режиме, близком к реальному времени. Подключение дополнительных источников данных позволяет повысить стабильность работы системы в сложных погодных и вечерних условиях. Выводы. Значимость результатов для инфраструктуры заключается в возможности внедрения масштабируемых решений интеллектуальных транспортных систем без переоборудования объектов дорожной сети. Интеграция YOLO-видеоналитики, краткосрочного прогнозирования и адаптивного управления формирует устойчивую и самонастраивающуюся транспортную инфраструктуру. Для дальнейшего развития интеллектуальных транспортных систем необходимо взаимодействие с картографическими сервисами и мобильными навигаторами, обеспечивающее двусторонний обмен данными и проактивное информирование участников дорожного движения.

Ключевые слова:
интеллектуальные транспортные системы, YOLO, машинное обучение, компьютерное зрение, большие данные, адаптивное управление, городская мобильность, геосервисы
Талипова Л.В., Лазарев Ю.Г.   Методика применения геоинформационных систем для объектов транспортной инфраструктурыСтр.291
Аннотация:

Постановка задачи. Эффективность функционирования транспортных систем направлена на решение следующих задач: удобства, безопасности и экологичности движения, защиты окружающей среды. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности функционирования транспортных систем в крупных городах на основе разработки научно-методического аппарата применения геоинформационной системы для функционирования транспортных систем в крупных городах. На сегодняшний день этот процесс не предполагает применение геоинформационных систем. Целью работы является разработка методики применения для объектов транспортной инфраструктуры. Для достижения цели решались следующие задачи: описание методики создания геоинформационной системы транспортной инфраструктуры, исследование применения геоинформационных систем для повышения эффективности функционирования транспортных систем. Результаты. В исследовании уточнены требования к данным технических средств организации дорожного движения, в части применения существующих нормативных требований, предъявляемые к ним, а также их математическое описание. Разработанная структура позволяет систематизировать данные и способствует переходу к единой среде. Разработанная геоинформационная система позволяет производить проверку показателей уровня инженерного оборудования и обустройства дорог, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения. Одним из показателей является наличие освещения на пешеходных переходах. Была проведена проверка для одного из районов города Санкт-Петербурга, содержащая 442 пешеходных перехода. В результате проверки на 7 объектах было выявлено нарушение установки освещения на пешеходных переходах. Основываясь на процессе проверки, была сформирована методика применения ГИС для повышения эффективности функционирования транспортных систем. Выводы. Применение геоинформационных систем для повышения эффективности функционирования транспортных систем позволит комплексно подойти к рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова:
ГИС, база данных, транспортная система, безопасность дорожного движения, технические средства организации дорожного движения
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Рублев М.А., Булгач Р.В.   Проблема региональности архитектуры сельского жилища Кузбасса в 1960-1990-х гг.Стр.301
Аннотация:

Постановка задачи. Необходимость развития сельского жилища Кузбасса в рамках развития сельских агломераций требует обращения к анализу уже наработанного опыта практического строительства и эксплуатации сельского жилища этого региона в 1960-1990-х годах. Этот период отличался попыткой приблизить качество сельского жилища к стандартам городского и значительными объемами массового жилищного строительства на селе. Однако данный опыт не исследован в значительной степени. Цель статьи – определение специфики эволюции региональных особенностей архитектуры сельского жилища 1960-1990-х годов на примере сельского жилища Кузбасса. Задачами данного исследования являются анализ типологии объемно-пространственных, функционально-планировочных, конструктивно-технологических и стилистических решений сельского жилища 1960-1990-х годов строительства. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска современных путей развития селитебных территорий сельских поселений Кузбасса, большую часть застройки которых составляет жилая застройка именно 1960-1990-х годов. Результаты. Исследованием выявлена следующая типология архитектуры сельского жилища Кузбасса 1960-1990-х годов: - одноквартирные одноэтажные жилые дома усадебного типа; - одноквартирные двухэтажные жилые дома усадебного типа; - двухквартирные одноэтажные блокированные жилые дома усадебного типа; - многоквартирные секционные жилые дома. Выводы. Особенностью формирования архитектуры сельского жилища Кузбасса 1960-1990-х годов стало существенное уменьшение значимости региональных архитектурно-строительных традиций в пользу формирования унифицированных «городских» стандартов качества архитектурной среды на селе и внедрение принципов типизации его строительства. Формирование подобной модели, слабо учитывающей локальные особенности, создало серьёзные проблемы для развития архитектуры сельского жилища в настоящее время.

Ключевые слова:
сельское жилище, сельский жилой дом, типовое строительство на селе, типовое строительство СССР, региональность
Хабибулина А.Г., Хабибулина А.М.   Архитектурное наследие Казани: исследование каменных медресе XIX века в историческом и стилистическом контекстеСтр.314
Аннотация:

Постановка задачи. Актуальность исследования заключается в необходимости систематизации знаний об уникальном архитектурно-историческом наследии каменных медресе Казани XIX века, а также их роли в формировании культурной идентичности татарского народа в контексте религиозного образования и градостроительного развития. Целью данного исследования является комплексный анализ каменных медресе XIX века Старо-Татарской слободы Казани, выявление их архитектурных особенностей, стилистической принадлежности и исторического значения. Задачами исследования являются: выявление характерных стилистических и композиционных особенностей каменных медресе XIX века в Старо-Татарской слободе и систематизация собранных данных; установление влияния историко-культурной среды на формирование архитектурного облика медресе; анализ исторической трансформации медресе, оценка их современного состояния и определение перспектив сохранения данных объектов культурного наследия. Результат. Основным результатом данного исследования является систематизированный историко-архитектурный анализ пяти знаковых каменных медресе Казани XIX века: «Усмания», «Апанаевское», «Марджания», «Мухаммадия» и «Музаффария». Исследование также рассматривает их роль в культурно-историческом контексте и современное состояние. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в углублении понимания региональных особенностей развития исламской образовательной архитектуры в Российской империи, демонстрации синтеза утилитарных потребностей мусульманской общины с доминирующими архитектурными стилями рассматриваемого периода, а также в документировании ценных объектов культурного наследия и практик их сохранения.

Ключевые слова:
каменные медресе XIX века Казани, стилистический анализ, Старо-Татарская слобода, религиозное образование, культурная идентичность
Каргин Н. В., Короткова С. Г., Короткова В. А.   Устойчивость архитектурной среды в постиндустриальных районах города КазаниСтр.332
Аннотация:

Ключевые слова:
Надырова Х.Г., Каримова А.Т.   Архитектурные элементы зданий как объекты исследования идентичности городов (на примере Старо-Татарской слободы Казани)Стр.346
Аннотация:

Статья посвящена проблемам исследования и сохранения идентичности исторической жилой застройки этого района. Актуальность исследования заключается в том, что объекты исследования в виде архитектурных элементов и деталей зданий являются архитектурно-стилистическим идентификатором идентичности Старо-Татарской слободы. Научно-обоснованное изучение архитектурных элементов и деталей зданий будут способствовать сохранению идентичности слободы и её устойчивому развитию в будущем. Однако, применяют разные методы и подходы к исследованию идентичности и идентификаторов городских образований, в т.ч. архитектурных элементов и деталей. Существует проблема отбора из многообразия подходов и методов тех из них, что будут необходимы и логичны для исследования историко-архитектурной среды Старо-Татарской слободы Казани для выявления архитектурно-стилистических особенностей. Объектами исследования служат архитектурные элементы и детали зданий различных типов и стилистических направлений конца ХVIII - начала ХХ веков этнического района Казани – Старо-Татарская слобода. Цель исследования: выявить методику (подход) и методы, применимые к исследованию архитектурных элементов и деталей зданий, как одного из важных идентификаторов идентичности архитектурно-исторической среды слободы. Задачи: проанализировать научную библиографию по теме исследования; выработать методологический подход к исследованию морфотипов жилых домов; предложить методы исследования архитектурных элементов и деталей как отдельного слоя (идентификатора) идентичности Старо-Татарской слободы Казани. Методика исследования базируется на сравнительном анализе известных методик и методов исследований, описанных в научных публикациях по изучению архитектурно-стилистической системы оформления зданий различных регионов и временных периодов. Результатом исследования являются отобранные для изучения архитектурных элементов и декора жилых зданий конца ХVIII - начала ХХ веков Старо-Татарской слободы Казани методика и методы исследования. Значимость полученных результатов заключается в научно-обоснованном выборе подхода и методов исследования архитектурных элементов и деталей для дальнейшего выявления архитектурно-стилистического идентификатора идентичности Старо-Татарской слободы.

Ключевые слова:
архитектурные элементы и детали, методика и методы исследования, морфотипы, идентичность, Старо-Татарская слобода Казани
Мухитов Р.К., Хуснутдинова Д.В.   Вклад Яков-Генриха Бернардовича Руша в становление архитектурно-строительного образования в КазаниСтр.359
Аннотация:

Постановка задачи. Основной проблемой в изучении становления архитектурного образования в Казани является недостаточное количество информации о его истоках и персоналиях, принимавших участие в его развитии. Одним из них является архитектор Яков-Генрих Бернардович Руш, о преподавательском вкладе которого практически ничего неизвестно. Целью работы является изучение и выявление вклада архитектора Г.Б.Руша в становление архитектурного образования в Казани. В задачи исследования входят анализ найденных новых материалов, связанных с преподавательской деятельностью архитектора с 1880 по 1900 гг. в Казани, выявление связи между архитектурной практикой Генриха Руша и обучением молодых специалистов и систематизация и обобщение собранной информации, подтверждающей значимость архитектора в становлении архитектурного образования в Казани. Результаты. В статье представлены результаты работы над впервые выявленными архивными данными, публикациями Г.Б.Руша и историческими фактами. Обнаружены издания авторства Генриха Руша. Описана деятельность архитектора в качестве преподавателя технического рисования, члена «Общества для обучения и контроля учеников в ремесленных мастерских» и Казанского отделения Императорского Русского Технического Общества. Выводы. В результате анализа материалов определен вклад архитектора в становление архитектурного образования в Казани, выявлены новые сферы профессиональной деятельности Г.Б.Руша, такие как преподавание, составление и издание учебных пособий и учреждение и управление школой технического рисования.

Ключевые слова:
архитектор Яков-Генрих Бернардович Руш, Г.Б.Руш, архитектурное образование, преподавательская деятельность, учебные пособия, ремесленная школа технического рисования
Айдарова Г.Н.  Башня Сююмбике: датировка памятника по архитектурно-конструктивным особенностям кирпичных стен и кирпично-каменного фундаментаСтр.371
Аннотация:

Постановка задачи. Башни Сююмбике - памятник архитектуры всемирного значения, находящийся в комплексе Казанского кремля под охраной Юнеско. Согласно исследованиям типологических и стилистических характеристик Башня Сююмбике атрибутирована автором как объект гражданской архитектуры общественного и культового назначения, относящийся к периоду Казанского ханства. Исследование архитектурно-конструктивных элементов позволит определить ее принадлежность к тому или иному историческому периоду, уточнить диапазон датировки, существующий в пределах разных столетий. Цель исследования: определение архитектурно-конструктивных особенностей Башни Сююмбике, проверка возможности ее принадлежности к казанско-ханскому периоду на основе выявления и анализа ее конструктивных элементов. Задачи исследования: 1. Выявить и описать архитектурно-конструктивные элементы стен, фундаментов, перекрытий Башни Сююмбике; 2. Выявить конструктивные аналоги в некоторых объектах русско-европейского, булгаро-татарского, ближневосточного и центрально-азиатского средневековья. 3. Определить архитектурно-конструктивные особенности Башни Сююмбике Результаты: впервые предпринято комплексное исследование архитектурно-конструктивных элементов Башни Сююмбике, введен значительный объем новых материалов исследования. Башня Сююмбике отличается от известных аналогов в русской архитектуре ХVII-начала ХVIII веков по устройству фундамента, размерам кирпича, строительному раствору, перекрытиям и др.; близка к отдельным строительным приемам булгаро-татарского, европейского, русско-итальянского средневековья. Особенностями конструктивного решения являются: архаичный фундамент, геометрически гармонизированная ступенчато восходящая структура объема с постепенным утоньшением стен; связевой каркас с кованными железными стержнями, тяжами и анкерными креплениями; известково-алебастровый раствор с включением древесных угольков; кирпич, аналогичный кирпичу Казанского ханства, внутриярусный сомкнуто-вытянутый четырехлотковый кирпичный свод. Выводы. Значимость полученных результатов состоит в подтверждении научной гипотезы о возможности булгаро-татарского происхождения башни Сююмбике как уникального надвратно-башенного, многоугольно-ярусного сооружения, построенного по проекту выдающегося зодчего, владевшего методами возведения башенных объектов, свойственными для европейской, русско-итальянской и булгаро-татарской архитектурных школ.

Ключевые слова:
Башня Сююмбике, Казанское ханство, архитектурно-конструктивные особенности, булгаро-татарские традиции, европейские, русско- итальянские, ближневосточные, центрально-азиатские влияния
Надырова Х.Г., Сайфуллина Л.Ш., Колганова А.О.   Аспекты и формы влияния городской архитектуры классицизма на татарское деревянное зодчество Казанского уезда XIX - начала XX вв.Стр.391
Аннотация:

Постановка задачи. Работа посвящена проблеме выявления влияния архитектуры классицизма на формирование национальных особенностей татарского зодчества Казанского уезда. Актуальность исследования обусловлена тем, что в силу естественных причин все меньше остается памятников татарского народного зодчества, обладавшего в конце XIX - начала XX вв. национальными особенностями. При этом не изучены аспекты влияния городской архитектуры классицизма и формы их проявления в татарском зодчестве. В статье рассматриваются особенности проявления форм и приёмов классицизма в деревянной сельской архитектуре татар. Цель исследования: выявление и изучение аспектов влияния городской классицистической архитектуры на татарское народное зодчество. Задачи исследования: проанализировать условия развития деревянного классицизма в России; выявить аспекты и формы влияния классицизма на татарскую народную деревянную архитектуру; установить значение классицистических элементов в формировании национальной идентичности татарского народного зодчества. Основным результатом исследования служат выявленные аспекты и формы влияния классицизма на татарскую народную деревянную архитектуру и их роль в формировании ее национальных особенностей. Выводы. В татарском народном зодчестве сформировалась своеобразная архитектурно-стилистическая система оформления усадебных комплексов и жилых домов, ставшая проявлением его национальной идентичности. Развитие и сохранение этой системы в татарской сельской архитектуре в советский период, а отчасти и в настоящее время, свидетельствует о важности результатов исследования для истории архитектуры и строительной практики Татарстана.

Ключевые слова:
татарское народное зодчество, архитектура классицизма, провинциальный деревянный классицизм, национальная идентичность
Савенкова А.И.   Гостинно-Николаевская церковь в Астрахани. Особенности архитектурной типологии и стилистикиСтр.403
Аннотация:

Ключевые слова:
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Ахметзянов В.Г., Бурова Т.Ю., Лузянин Р.О.  Криминогенные образы в городской среде: анализ теорий и практикСтр.420
Аннотация:

Градостроительное планирование должно учитывать возможность экономических потрясений, из-за которых проектируемое пространство может утратить безопасность и стать проблемной зоной, требующей особого контроля или ревитализации. Цель исследования состоит в выявлении ключевых факторов криминопревентивного планирования городской среды с учетом социально-экономических и культурных особенностей территорий, в фокусе анализа — противоречия между теоретическими концепциями и их практической реализацией в условиях экономической нестабильности. Задачи исследования: анализ криминогенности определенных образов в городской среде, выявление взаимосвязи между городским и средовым планированием, социальными и экономическими факторами и преступностью, а также разработка универсальных криминопревентивных решений в планировании городской среды. Результатом исследования является критический обзор урбанистических и криминологических теорий и их практического применения в различных городских контекстах, а также выявление естественных форм, не подверженных вандализму. Плотная малоэтажная застройка, при условии организации пешеходных потоков и визуальной доступности пространств, может способствовать снижению криминогенности за счет улучшения естественного контроля со стороны резидентов. Выявлено, что некоторые урбанистические теории малоэффективны в бедных и нестабильных странах, из-за чего рекомендуется криминопревентивный подход в планировании, снижающий затраты на контроль и уход. Выводы: значимость результатов для архитектуры и градостроительства заключается в необходимости интеграции естественных и теоретических антивандальных решений, смешанной застройки, в повышении обозримости среды и в сочетании архитектурных решений с прогнозированием девиантного поведения пешеходов.

Ключевые слова:
криминогенность, урбанизм, CPTED, теория разбитых окон, бездомность
Тимоховец В.Д., Катышева А.А.   Учет оздоровительного и социального аспектов при проектировании парковых зонСтр.444
Аннотация:

В современном мире парки служат не только площадкой отдыха горожан, но и местом для занятий спортом, позволяют снизить стресс и негативные эмоции, неотъемлемо присущие жизни в любом крупном современном городе. Парки, созданные в пределах городской черты, являются уникальным явлением, поскольку многие их элементы возможно реализовать только в условиях городской жизни. При создании концепций парковых зон ключевое значение приобретают социальный, оздоровительный и планировочный аспекты, которые являются основополагающими при создании парковых пространств, так как они непосредственно влияют на уровень жизни города. Данные факторы должны быть оптимизированы за счет принятия обоснованных планировочных решений. Целью выполняемой работы является совокупная и детальная разработка оздоровительного, социального и планировочного аспектов при проектировании парковых зон. В процессе проработки поставленной цели авторами были сформулированы следующие задачи: выявить важнейшие аспекты при проектировании парковых зон; разработать выбранные аспекты как основополагающие критерии; провести анализ современных тенденций на основании социологического опроса; предложить варианты решения проблемы путём проектирования парковых зон с учётом планировочных решений. На основе полученных данных разработана диаграмма, подтверждающая важность наличия спортивных тренажеров и площадок в парках. На основе полученных данных разработана демографическая карта, позволяющая более точно определить потребности жителей и разместить парковые зоны с учетом их специфических характеристик. Подтверждена необходимость совокупного учета исследуемых аспектов и соответствие рассматриваемой темы современным национальным проектам. Подчеркнута значимость и необходимость разработки парковых зон, а также необходимость разработки экономического аспекта.

Ключевые слова:
Парковая зона, аспекты, здоровый образ жизни, тренажёры, социологический опрос, демографическая карта
 
Russian (CIS)English (United Kingdom)

Авторизация

ПОИСК ПО САЙТУ

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня76
mod_vvisit_counterВчера125
mod_vvisit_counterЗа неделю563
mod_vvisit_counterЗа прошлую неделю868
mod_vvisit_counterЗа месяц1187
mod_vvisit_counterЗа прошлый месяц3583
mod_vvisit_counterЗа все время824279

Online (12 hours ago): 2
Your IP: 192.168.1.44
MOZILLA 5.0,
Сегодня: Oct 10, 2025