Новые Выпуски за 2 года - Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, определяемый ВАК

Новые Выпуски за 2 года

Титульная страница выпуска / Выходные данные


Содержание №:1 Год:2025


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
Комарова Т.К., Поспелов П.И., Мордвин С.С.  Комплексный анализ работоспособности элементов улично-дорожной сети городов: вариантное проектирование нерегулируемых примыканийСтр.6
Аннотация:

Постановка задачи. Современной тенденцией обеспечения комфортных условий движения является учет мнения всех пользователей улично-дорожной сети. Актуальность исследования состоит в комплексном подходе к оценке проектных решений, которые могут быть предложены для реализации и позволят подобрать нужное решение при вариантном проектировании нерегулируемых примыканий. Работы, посвященные определению пропускной способности нерегулируемых примыканий, направленный на разработку практических рекомендаций по повышению их пропускной способности в условиях высоких уровней загрузки могут быть дополнены исследованиями экологических аспектов и технико-экономического обоснования возможных вариантов проектных решений. Целью настоящего исследования является комплексная оценка проектных решений городских нерегулируемых примыканий в одном уровне. Задачами исследования являются разработка проектных решений по устройству нерегулируемых примыканий в условиях высокой загрузки, оценка влияния проектных решений на объем выбросов загрязняющих веществ, сравнение проектных решений по устройству дополнительных мероприятий по основным объемам работ. Настоящее исследование является продолжением цикла работ по разработке метода определения пропускной способности нерегулируемых примыканий в одном уровне с пешеходным движением как элемента улично-дорожной сети. Результаты. Получены результаты сравнительных анализов параметров движения транспортных потоков при различном положении пешеходного перехода в условиях высокой загрузки, объемов выбросов загрязняющих веществ от очередей автомобилей, образованных при различном положении пешеходного перехода на главной дороге, объемов работ по устройству дополнительных мероприятий для размещения очередей автомобилей, таких как назначение большого радиуса сопряжения и устройство кармана. Выводы. Сформулированы выводы об эффективности расположения пешеходного перехода перед примыканием с учетом устройства дополнительных мероприятий по размещению очередей автомобилей в целях повышения пропускной способности примыкания и сокращения выбросов загрязняющих веществ в условиях высокой загрузки.

Ключевые слова:
улично-дорожная сеть, нерегулируемое примыкание, интенсивность движения, проектирование дорог, выбросы загрязняющих веществ, экономическое сравнение
Зиннуров Т.А., Галеев А.Г.   Размещение зон отдыха автотуристов на основе анализа транспортных потоков, как инструмент повышения безопасностиСтр.17
Аннотация:

Постановка задачи. Ежегодный рост внутреннего автотуризма в России требует повышения уровня безопасности на автомобильных дорогах путем развития инфраструктуры дорожного сервиса и услуг. Цель исследования – определение оптимальных мест для размещения новых приоритетных точек притяжения туристов на основе анализа транспортных потоков и необходимого уровня безопасности, что потребовало применения современного метода на основе кластерного анализа. Основные результаты исследования состоят в том, что предложенный подход на основе кластерного анализа позволил разбить субъекты РФ на группы по принадлежности к точкам туристического притяжения, а также дать оценку суммарного потока автотуристов в Республику Татарстан. Выводы. Для объединения регионов в группы предложен интегральный показатель равный произведению расстояния между объектом и центройдом, коэффициента дальности передвижения на автомобиле и относительного коэффициента привлекательности центров притяжения. Использование данного показателя позволило спрогнозировать высокую интенсивность потенциального туристического потока со стороны восточного въезда по автомобильной дороге М-12 в Республике Татарстан. Территориальный анализ дороги М-12 показал, что на протяжении 53 км при въезде в Республику Татарстан отсутствуют зоны отдыха для туристов и водителей, что полностью не соответствует условиям отдыха от вождения за рулем автомобиля, поэтому было рекомендовано размещение многофункциональных зон отдыха у живописного места вблизи села Старое Байсарово.

Ключевые слова:
автотуристы, многофункциональная зона, транспортные потоки, кластерный анализ, безопасность на дорогах, площадка отдыха
Брызгалов В.И.  Платные дороги и их экономическая эффективностьСтр.29
Аннотация:

Постановка задачи. Главной проблемой в настоящее время для магистральных дорог является рост интенсивности движения и протяженные маршруты между регионами. По оценкам Государственной компании «Автодор» на 2045 г., при проложении трассы М-12 «Восток» через международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай», повлечет рост внутреннего продукта в граничащих территориях магистрали на 2400 млн. руб., в форме налоговых выплат – 600000 млн. руб. Основным положительным эффектом будет снижение времени передвижения до 8 часов, что позволит достичь 70 млн. тонн внутреннего грузопотока. Цель работы состояла в исследовании эффективности устройства платных автомобильных дорог на территории РФ на примере трасы М-12 «Восток». Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: - выбран экономический метод оценки эффективности мероприятий функционирования платных дорог; - оценена экономическая сумма выгод использования платных автомобильных дорог. Результаты. Перспективная интенсивность движения по трассе М-12 «Восток» на участке от г. Казань до г. Екатеринбург, составит 12147 авт./сут. Средний годовой доход от платного участка трассы М-12 «Восток» от г. Казань до г. Екатеринбург в 2025 году составит 4346,32 млн. рублей. По прогнозам, в 2045 году, средний доход может составить порядка 8878,39 млн. рублей, а затраты на строительство окупятся через 20 лет. Выводы. Значимость полученных результатов для экономики России состоит в том, что развитие инфраструктуры платных дорог окажет положительное влияние: - улучшение транспортной доступности (снижение времени в пути за счет повышения качества дорог и сокращения длины); - создание рабочих мест (развитие инфраструктуры способствует росту экономической активности в регионах); - развитие туризма (улучшение дорожной инфраструктуры делает регионы более доступными для туристов).

Ключевые слова:
платные автомобильные дороги, интенсивность движения, траса М-12 «Восток», дорожно-транспортное происшествие, эффективность дорожного проекта
Логинова О.А., Николаева Р.В., Петров Р.В.   Освещенность автомобильных дорог в сельских населенных пунктах Стр.41
Аннотация:

Постановка задачи. Множество малых населенных пунктов в сельской местности не имеют достаточного освещения улиц. Местным жителям это доставляет большой дискомфорт, особенно это ощутимо в зимний период. Остро встает вопрос освещения, если через населенный пункт проходит автомобильная дорога, которая одновременно является главной улицей поселения. Освещение таких дорог позволяет не только улучшить светотехнические показатели, но и снизить число дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешехода в темное время суток. Цель работы заключается в сравнении методик светотехнических расчетов параметров освещения дорожного покрытия автомобильных дорог, для выбора менее затратного решения по устройству освещения на автомобильной дороге. Для достижения цели решались следующие задачи: исследование существующих методик светотехнического расчета параметров освещения дорожного покрытия; выявление наиболее экономичного метода расчета освещенности дорожного покрытия на примере участка автомобильной дороги. Результаты. В работе представлены результаты расчета светотехнических характеристик освещения дороги. В качестве основных параметров выбраны средняя яркость и средняя освещенность дорожного покрытия. По результатам расчета проведен анализ выбранных параметров и оценка экономической эффективности рассматриваемых методик. Выводы. Значимость для дорожно-строительной отрасли заключается в получении более выгодных проектных решений связанных с расчетами светотехнических параметров освещения дорожного покрытия автомобильных дорог, за счет применения методики, разработанной Всероссийским научно-исследовательским светотехническим институтом имени С.И. Вавилова.

Ключевые слова:
наружное освещение, автомобильная дорога, яркость, освещённость, опоры освещения
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Кайс Х.А., Морозова Н.Н., Хохряков О.В., Низамов Р.К.  Прочностные и деформативные свойства мелкозернистого бетона на основе гипсоцементно-пуццоланового вяжущего Стр.51
Аннотация:

Постановка задачи. Наиболее важными показателями мелкозернистого бетона на основе гипсоцементно-пуццоланового вяжущего, позволяющими расширить возможности его применения в несущих строительных конструкциях зданий, являются прочностные и деформативные свойства. Особенно это актуально для конструкций, которые эксплуатируются в условиях жаркого тропического климата Республики Йемен и будут находиться в сложном напряженно-деформированном состоянии. С другой стороны, низкая способность гипсоцементно-пуццоланового бетона выдерживать воздействие влаги, проникающей в «тело» бетона вместе с агрессивными веществами из окружающей среды, очевидно, будет приводить к потере его первоначальных свойств. Цель работы – определение прочностных и деформативных свойств гипсоцементно-пуццоланового бетона и установление их взаимосвязи с учетом его низкой водостойкости. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработать составы мелкозернистых гипсоцементно-пуццолановых бетонов; изучить их механические свойства и установить классы бетона по прочности; определить модуль упругости мелкозернистого гипсоцементно-пуццоланового бетона в зависимости от классов по прочности на сжатие В20-В45; установить зависимости между такими свойствами как прочность на сжатие (кубиковая и цилиндрическая), растяжение при изгибе, осевое растяжение, начальный модуль упругости и начальный коэффициент поперечной деформации (коэффициент Пуассона). Результаты. В работе представлены результаты исследования шести различных составов гипсоцементно-пуццоланового бетона, отличающихся классом прочности на сжатие (В20-В45). Установлено, что кубиковая прочность при сжатии изменяется от 25 до 60 МПа, прочность на растяжение при изгибе – от 3,0 до 6,2 МПа, предел прочности на осевое растяжение – от 1,9 до 3,4 МПа, цилиндрическая прочность на осевое сжатие – от 21,7 до 52,5 МПа, модуль упругости – от 18,9 до 28,2 ГПа и коэффициент Пуассона – от 0,16 до 0,24. При этом коэффициент размягчения, определяющий водостойкость гипсоцементно-пуццолановых бетонов, оказался весьма высоким – от 0,75 до 1,17. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли заключается в том, что мелкозернистые гипсоцементно-пуццолановые бетоны незначительно уступают аналогичным классам бетонов на основе портландцемента, что позволяет их рекомендовать для производства изделий и конструкций, применяющихся в несущих каркасах зданий.

Ключевые слова:
гипсоцементно-пуццолановое вяжущее, прочность на сжатие, прочность на растяжение при изгибе, прочность на осевое растяжение, цилиндрическая прочность, модуль упругости, коэффициент Пуассона, коэффициент размягчения
Ибрагимов Р.А., Королев Е. В.   Модель определения количества активированного вещества при механомагнитной активацииСтр.67
Аннотация:

Постановка задачи. Одним из перспективных направлений повышения физико-механических свойств композиционных строительных материалов является механомагнитная активация минеральных компонентов в аппаратах вихревого слоя. Вместе с тем отсутствуют модели определения количества активированного вещества, образующегося в процессе механомагнитной обработки. Цель работы – разработка модели определения количества активированного вещества при механомагнитной активации в аппарате вихревого слоя. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: – определена удельная поверхность исходных материалов и их изменение в процессе механомагнитной обработки; – определено количество активированного вещества для разных полидисперсных материалов. Результаты. Проведен анализ удельной поверхности минеральных компонентов как по методу воздухопроницаемости, так и по методу, предложенному Брунауэром, Эмметом и Теллером. Определены области когерентного рассеивания кристаллитов. Предложена модель определения количества активированного вещества при механомагнитной обработке. В основе модели предположение, что площади площадок каждой пирамиды (дефекта на поверхности частицы минерального компонента) соответствуют площади области когерентного рассеивания: верхняя площадка – площади после активационного воздействия, а нижняя площадка – до активации. При этом все пики (усечённые пирамиды) имеют одинаковую форму и размер. В соответствии с результатами расчета по предложенной методике показано, что количество активированного вещества повышается с увеличением продолжительности механомагнитной активации: для портландцемента до 10,3 %, для гипса – до 8,4 %, для известняка – до 4,1 %, для кварцевого порошка – до 33,5 %. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что для повышения эффективности механомагнитной активации в аппаратах вихревого слоя целесообразно использовать минеральные вещества, являющиеся парамагнетиками.

Ключевые слова:
механомагнитная активация, модель, области когерентного рассеивания, парамагнетики, активированное вещество
Абдрахимов В.З.   Влияние аргиллитоподобных отходов флотации углеобогащения на структуру пористости теплоизоляционного материалаСтр.77
Аннотация:

Постановка задачи. Для снижения трат натурального компонента в целях производства теплоизоляционного кирпича требуется замена натурального природного сырья на отходы топливно-энергетического комплекса. Например, отходы углеобогащения, которые по накоплению не только в Китае, Индии и др. стран, но и в России находятся уже под № 1. В настоящее время только в Кузбассе функционируют на постоянной основе около 55 обогатительных фабрик, что составляет практически 50% от всего добываемого в России угля, а в целом в Кемеровской области извлекается около 60% угля от общего объема. Цель работы: оценить комплементарный фактор влияния аргиллитоподобных отходов флотации углеобогащения на технические характеристики и пористую структуру на основе межсланцевой глины теплоизоляционного материала и его фазовый состав. Задачами исследования являются: рекомендовать рациональную корректировку по утилизации крупнотоннажных отходов топливно-энергетического комплекса для создания производства теплоизоляционного кирпича; исследовать структуру пористости, которая определяет ключевые параметры теплоизоляционного кирпича. Результаты. Показано, что наилучшие преференции для производства теплоизоляционного кирпича имеет состав, содержащий 80% межсланцевой глины и соответственно 20% аргиллитоподобных отходов флотации углеобогащения в качестве отощителя и выгорающей добавки. Интегральные и дифференциальные порограммы препарируемых экземпляров (образцов), произведенных методом ртутной порометрии, выявили, что «опасных» пор с радиусом от 10-5 до 10-7 м в образцах только из межсланцевой глины – 55%, а в оптимальном составе, содержащем 20 отощителя - 42%. Выводы. Подчеркнуто, что предпочтительным составом для производства легковесного кирпича - является композиция, охватывающая глину межсланцевую -80%, а оставшиеся 20% - отходы аргиллитоподобной флотации углеобогащения. Такой теплоизоляционный кирпич по плотности относится к классу Б, а в сухом положении по коэффициенту теплопроводности - к группе - эффективные. Ввод отощителя снижает содержание «опасных» пор.

Ключевые слова:
аргиллит, отходы флотации, углеобогащение, межсланцевая глина, теплоизоляционный кирпич, структура пористости
Ким Л.В., Леонович С.Н.   Долговечность морских железобетонных конструкций Стр.92
Аннотация:

Постановка задачи. Опыт эксплуатации нефтегазопромысловых платформ в северных морях показал, что бетон предпочтительнее металла по критерию долговечности. По сравнению с наземными сооружениями деградация от механических воздействий выше, чем от химической и физической коррозии. Однако исследований по комбинированной коррозии железобетона в морской среде пока недостаточно. Цель работы заключается в выполнении системного анализа долговечности морских железобетонных конструкций на основе мультифизического мультимасштабного подхода. Задачами исследований являются: оценить современное состояние механики долговечности железобетонных конструкций в морской среде; провести системный анализ на основе мультифизического мультимасштабного подхода; разработать общий алгоритм оценки комбинированной коррозии. Результаты. В статье дан краткий обзор работ за последнее десятилетие по долговечности морского бетона. Системный анализ долговечности железобетонных конструкций выполнен с применением информационных триад, как концептульной основе баз данных и интеллектуальных систем диагностирования и прогнозирования комбинированной коррозии. Последняя включает физическую, химическую и механическую коррозии, анализ которой предложен на основе мультифизического мультимасштабного подхода. Разработан общий алгоритм оценки комбинированной деградации, что позволит определить срок службы и остаточный ресурс в различные периоды жизненного цикла конструкций. Для деградационных процессов разной природы введены потенциалы. Это позволяет определить эффект комбинированной деградации путем суперпозиции линейных потенциалов. Управляющим процессом служит влагообмен, остальные процессы – подчиненные. Влага является носителем агрессивных агентов, поэтому по полю влажности можно оценить степень коррозионных повреждений. Выводы. Значимость работы состоит в том, что результаты исследований позволяют создать методологическую основу для увеличения срока службы морских железобетонных конструкций путем компьютерного моделирования деградации бетона и реализации регулирующих мероприятий.

Ключевые слова:
железобетон, море, долговечность, коррозия, системный анализ, ресурс
Ермилова Е.Ю., Камалова З.А.  Влияние пластифицирующих добавок на коррозионную стойкость композиционных портландцементовСтр.102
Аннотация:

Постановка задачи. Рост объемов строительства уникальных, высокоэтажных сооружений с заглубленными свайными фундаментами и подземными парковками, строительство, реконструкция и ремонт ответственных гидротехнических сооружений, ставит перед учеными и исследователями необходимым изучение коррозионных свойств широко распространенных в последнее время композиционных портландцементов, особенно на основе термоактивированных глин и карбонатов. Большую роль, как в изготовлении высокотехничных гидротехнических бетонов, так и применительно к композиционным цементам с минеральными добавками, играют супер- и гиперпластификаторы. Целью работы явилось исследование коррозионной стойкости композиционных портландцементов с добавками термоактивированных глин и карбонатных пород как отдельно, так и совместно с пластификаторами. Задачами исследования явились оценка коррозионной стойкости в возрасте 6 месяцев композиционного цементного камня и изучение показателей его прочности в зависимости от вида пластификатора и минеральной добавки в портландцемент. Результаты. Коррозионная стойкость исследуемых образцов композиционных портландцементов с добавками термоактивированных глин и карбонатов, как с пластификаторами, так и без них, была выше 0,8. При этом, использование пластификаторов позволяет повысить коррозионную стойкость композиционного цементного камня в среднем на 5-30 % в зависимости от типа пластифицирующей добавки, типа минеральной добавки и агрессивной среды. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли заключается в возможности применения составов композиционных портландцементов с добавками термоактивированных глин и карбонатов, как в сочетании с пластификаторами, так и без них, при изготовлении бетонов, подвергающихся коррозионному воздействию жидких сред при эксплуатации.

Ключевые слова:
композиционный портландцемент, коррозионная стойкость, минеральные добавки, термоактивированная глина, известняк
Хомяков А.А., Фомин А.Ю., Студенцов Е.С.   Структура и свойства битумполисульфидных вяжущих нового составаСтр.112
Аннотация:

Постановка задачи. Органические полисульфиды являются перспективными в качестве модификаторов нефтяных дорожных битумов. Их введение в битум позволяет получить вяжущие с высокой эластичностью и температурой размягчения, низкой температурой хрупкости и широким температурным диапазоном применения. При этом, полисульфиды обладают сравнительно небольшой молекулярной массой (300-600 Mr) и для проявления значимого эффекта модификации, требуется сравнительно большая их дозировка в состав вяжущего (до 40 масс.%), что увеличивает экономические затраты на производство полисульфидов и битумполисульфидных вяжущих на их основе. Кроме того, процесс сополимеризации серы с органическими продуктами достаточно длителен (3-4 часа), что увеличивает время производственного цикла и требует больших энергозатрат. Для оптимизации состава, сокращения времени синтеза и с целью обеспечения эффекта модификации битумов малыми дозировками полисульфидов (до 5 масс.%), разработаны полисульфиды новых составов, состоящих из серы, смеси высших жирных кислот и полиэтиленполиамина, с введением в реакционную массу катализатора – хлористого кальция. Задачами работы являются: подбор компонентов состава органического полисульфида; синтез органического полисульфида; введение полисульфида в нефтяной дорожный битум с получением битумполисульфидных вяжущих и исследованием их свойств и структуры. Результаты. Введение органического полисульфида нового состава в битум способствует увеличению температуры размягчения вяжущего, снижению температуры хрупкости и пенетрации, увеличению адгезионных свойств к материалам минерального заполнителя асфальтобетонной смеси. Применение катализатора позволяет сократить время синтеза полисульфидов в 2 раза. Битумполисульфидные вяжущие представляют собой гетерогенные многофазные двухфазные системы. Их микроструктура содержит кристаллические новообразования дендритной формы. Выводы. В период экспозиции отвержденных вяжущих до 7 суток наблюдается кинетическое увеличение температуры размягчения и снижение пенетрации, что, вероятно, связано с процессом кристаллизации и перекристаллизации органических полисульфидов. Полученные результаты позволяют предположить, что дорожные асфальтобетоны на битумполисульфидных вяжущих будут обладать стойкостью к пластическим и низкотемпературным деформациям.

Ключевые слова:
сера, битум, адгезия, модификация, органический полисульфид, битумполисульфидные вяжущие, асфальтобетон
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Михальченко О.Ю.  Бифуркации в календарно-сетевом планировании строительных проектов: методы прогнозирования и адаптивного управления Стр.122
Аннотация:

Постановка задачи. Календарно-сетевое планирование играет важную роль в управлении строительными проектами, обеспечивая эффективное распределение ресурсов и контроль сроков выполнения работ. Однако динамическая природа строительного процесса приводит к возникновению неожиданных изменений, известных как бифуркации, когда малые отклонения в параметрах вызывают резкие перестройки сетевого графа проекта. Бифуркации могут быть вызваны различными факторами, включая задержки поставок, нехватку ресурсов, неблагоприятные погодные условия и изменения в законодательстве. В результате нарушается критический путь проекта, что приводит к сдвигам сроков и увеличению затрат. Цель данного исследования состоит в разработке моделей, учитывающих бифуркации в календарно-сетевом планировании. Задачи исследования включают: -Изучение механизмов возникновения бифуркаций в строительных проектах в контексте календарно-сетевого планирования, определение их влияния на сроки и стоимость строительства. -Разработку адаптивных методов управления строительными проектами для минимизации рисков, связанных с бифуркациями. Результаты. В работе рассматриваются различные типы бифуркаций, включая топологическую бифуркацию, бифуркацию ресурсных ограничений и бифуркацию внешних условий. Анализируются математические методы прогнозирования бифуркаций. Кроме того, исследуются подходы к управлению бифуркациями. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что внедрение математических моделей для прогнозирования бифуркаций строительных проектов, а также анализ временных резервов и критических путей, позволяет более точно предсказывать возможные изменения в проекте, что помогает своевременно корректировать планирование и избегать негативных последствий. Современные строительные проекты становятся всё более сложными и масштабными, что требует применения гибких методов управления и прогнозирования возможных изменений. Эффективное предсказание бифуркаций и своевременное внесение корректировок в планирование позволяют минимизировать риски, повысить экономическую эффективность строительства и обеспечить его своевременное завершение.

Ключевые слова:
адаптивное управление, управление рисками, строительство, теория хаоса, бифуркации, метод Монте-Карло, организационно – технологические решения
Богданов Р.Р., Мухаметрахимов Р.Х., Зиятдинов Н.И., Мавлюбердинов А.Р., Хузин А.Ф.  Совершенствование технологии устройства утепленных малозаглубленных ленточных фундаментов Стр.130
Аннотация:

Постановка задачи. Применение в малоэтажном строительстве малозаглубленных фундаментов, является одним из наиболее экономичных решений, по сравнению с другими типами, так как требует минимальных материальных и трудозатрат на устройство. В связи с этим актуальным является изучение особенностей технологии их возведения и утепления с учетом климатических условий, преобладающих в нашей стране. Целью данного исследования является оптимизации расхода теплоизоляции в конструкции фундамента, путем решения задач моделирования и последующего расчета тепловых полей основания и конструкции фундамента в зимний период. Результаты. По результатам исследований определены эффективные параметры теплоизоляционного контура малозаглубленного фундамента. Для исключения промерзания грунта под основанием, необходимо обеспечить следующие минимальные размеры: заглубление горизонтального слоя теплоизоляции не менее 340 мм, ширина теплоизоляционной юбки от 1050 мм. Установлено, что предложенные решения по теплоизоляции малозаглубленных фундаментов обеспечивают значительную оптимизацию расхода материалов: толщина горизонтального слоя утеплителя снижается на 34%, вертикального – на 14%, а ширина юбки сокращается на 8,3% по сравнению с рекомендациями СТО 36554501-012-2008. При этом общая экономия теплоизоляционных материалов достигает 31% от рекомендованного объема, что не влияет на эксплуатационную надежность конструкции. Выводы. Полученные результаты имеют важное практическое значение для строительной отрасли, так как позволяют оптимизировать материальные и трудовые затраты на устройство малозаглубленных фундаментов при обеспечении их эксплуатационной надежности в условиях пучинистых грунтов. Разработанные рекомендации могут быть использованы при проектировании малоэтажного строительства в регионах с холодным климатом.

Ключевые слова:
малозаглубленный фундамент, ленточный фундамент, экструдированный пенополистирол, теплотехнический расчет, Elcut
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ
Барышева О.Б., Зиганшин А.М.   Совершенствование метода определения состава продуктов сгорания твердых бытовых отходовСтр.141
Аннотация:

Постановка задачи. Основным параметром позволяющим учитывать влияние содержания компонентов твердых бытовых отходов на выход продуктов сгорания гетерогенной смеси при термической утилизации является его теплотворная способность. Существуют методики задания теплотворной способности, однако они завязаны на допущениях, которые позволяют лишь грубо оценить этот параметр. Зависимость влияния теплотворной способности на рабочие характеристики твердых бытовых отходов изучена недостаточно. Цель работы заключается в определении рабочих характеристик топлива, прогнозировании состава многокомпонентной газовой смеси при сжигании твердых бытовых отходов. Задачами исследования являются: нахождение зависимостей и расчетных параметров термической утилизации твердых бытовых отходов, при которых улучшаются характеристики продуктов сгорания газовой смеси. Результаты. В работе представлены результаты численных исследований состава и рабочих характеристик топлива при термической утилизации твердых бытовых отходов. Выведена формула зависимости теплотворной способности от рабочих характеристик твердых бытовых отходов для интервала температур (1000…2200 К). Показано влияние теплотворной способности твердых бытовых отходов на прогнозирование параметров состава. Построена зависимость для определения низшей теплоты сгорания при переменной температуре. В исследованном диапазоне температур при сгорании твердых бытовых отходов не образуется конденсата. Основными компонентами продуктов сгорания твердых бытовых отходов являются: двуокись азота (~12%), вода (~18%) и молекулярный азот (~66%). На токсичные компоненты приходится не более 4%. Остальные вещества с точки зрения токсичности нейтральные. Выводы. Значимость полученных результатов состоит в возможности корректировки методик расчета составов продуктов сгорания, за счет применения выведенной улучшенной формулы определения теплотворной способности твердых бытовых отходов, с целью уточнения методов охраны воздушного бассейна. Результаты расчетов в данном приближении являются своеобразным критерием оценки энергетической и экологической эффективности реальных мусоросжигающих установок.

Ключевые слова:
экотоксиканты, прогнозирование состава, твердые бытовые отходы, температура, давление
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Закирова Ю.А., Закиева Л.Ф., Шагиахметова Э.И., Хакимова Т.С., Мусабиров Т.А.   Особенности градостроительного развития исторических поселений регионального значения Республики ТатарстанСтр.159
Аннотация:

Постановка задачи. Республика Татарстан обладает богатым историко-культурным наследием, включающим архитектурные памятники, уникальные городские ансамбли, достопримечательности и исторические поселения, которые формируют региональную культурную идентичность. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки механизмов интеграции историко-культурного наследия в современное городское планирование, сохраняя его для будущих поколений. Целью проведенного исследования является изучение основных особенностей градостроительного развития исторических поселений в Республике Татарстан. Задачи: градостроительный анализ; изучение особенностей социально-экономического развития исторических поселений регионального значения Республики Татарстан; формирование типологии рассматриваемых поселений на основе определения возможностей и ограничений их развития. Результаты. Основные результаты исследования состоят в том, что проведено комплексное исследование исторических поселений РТ в региональном контексте с выявлением историко-культурного разнообразия, ландшафтных условий и социально-экономических факторов. Выводы. Значимость полученных результатов состоит в том, что выявленные особенности позволят определить стратегически направления развития исторических поселений, сформировать рекомендации по улучшению градостроительных решений в контексте устойчивого территориального планирования региона.

Ключевые слова:
историческое поселение, градостроительное развитие, Республика Татарстан, историко-культурное наследие, устойчивое развитие
Ильина А.С., Закиева Л.Ф.  Особенности формирования транспортно-пересадочных узлов в планировочной структуре крупных городов и агломераций Стр.181
Аннотация:

Постановка задачи. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных решений в области транспортного планирования с целью улучшения эффективности транспортной системы и урегулирования проблем в сфере городского общественного транспорта: в ряде крупных городов и агломераций наблюдается отсутствие полноценных интегрированных транспортных решений, выявлена избыточная зависимость населения от личных автомобилей и увеличение автомобильного потока, что приводит к постоянным транспортным заторам. Целью исследования является формирование структурно-функциональных моделей транспортно-пересадочных узлов в планировочной структуре крупных городов и агломераций. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: изучить передовой опыт проектирования транспортно-пересадочных узлов; определить типологию; разработать типовые структурно-функциональные модели транспортно-пересадочных узлов. Результаты. Основные результаты исследования состоят в том, что проведен сравнительный анализ проектирования и функционирования транспортно-пересадочных узлов, определены особенности их формирования в планировочной структуре городов и агломераций, разработана типология транспортно-пересадочных узлов. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры и градостроительства состоит в том, что разработаны типовые структурно-функциональные модели транспортно-пересадочных узлов, практическое применение которых способствует повышению эффективности транспортного каркаса крупных городов и агломераций.

Ключевые слова:
транспортно-пересадочный узел, транспортная система, городская инфраструктура, агломерация, структурно-функциональная модель
Мусабиров Т.А., Закирова Ю.А.   Факторы формирования и развития агломерационных точек ростаСтр.192
Аннотация:

Постановка задачи. Стихийный рост городских агломераций и недостаточная координация их развития приводят к ряду проблем, таких как неравномерное распределение инфраструктуры, транспортные перегрузки, снижение качества городской среды. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных механизмов управления пространственным развитием агломераций, что и определяет актуальность данного исследования. Цель исследования – обоснование подходов к выявлению и классификации агломерационных точек роста, способствующих устойчивому пространственному развитию городских агломераций. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: дать определение понятию «точка роста в градостроительном развитии», предложить классификацию точек роста по типам и выявить факторы определения и развития агломерационных точек роста. Результаты. В ходе исследования систематизированы подходы к определению агломерационных точек роста, предложена их классификация на основе выявленных факторов. Определены ключевые группы факторов, влияющих на формирование и развитие точек роста в городских агломерациях, а также их роль в пространственном развитии территорий. Выводы. Значимость полученных результатов состоит в том, что выявленные факторы позволят определять стратегически важные для развития агломераций территории и объекты, развитие которых обеспечит устойчивое развитие агломераций, оказывая влияние на социально-экономические аспекты.

Ключевые слова:
городская агломерация, точки роста, территории развития, факторы развития, урбанизация, пространственное развитие
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Минибаева А.Р., Зилянева О.Е.   Архитектурно-планировочные особенности зданий и сооружений Панаевского сада г.Казани второй половины XIX в.Стр.205
Аннотация:

Постановка задачи. В условиях роста внутреннего и международного туризма в Республике Татарстан актуализируется задача изучения исторического наследия Казани для восстановления и укрепления региональной идентичности. Целью работы является выявление архитектурно-планировочных особенностей зданий и сооружений Панаевского сада г.Казани на период второй половины XIXв. Задачи исследования: 1. Систематизация историко-архивных материалов и научной литературы, связанной с историей садов и парков. 2. Комплексный анализ данных по трём аспектам: развитие архитектуры зданий и сооружений на территории сада; систематизация сооружений по типологическим критериям; выявление стилистических решений и закономерностей в структуре сада; 3. Сравнить архитектуру Панаевского сада с архитектурой городских садов Казани, исследуемого периода. Результаты. В результате исследования определены архитектурно-планировочные и стилистические особенности, типологические признаки и принципы пространственной организации размещения зданий и сооружений Панаевского сада второй половины XIXв. Выполнено сопоставление садов Казани, исследуемого периода, с Панаевским садом, что позволило выделить общие тенденции и региональную специфику. Выводы. Значимость работы заключается в создании систематизированной информации об исторических городских садах Казани второй половины XIX в. Материалы данного исследования могут быть применены при разработке образовательных программ для архитектурных вузов, в качестве основы для реставрационных проектов в исторических зонах города, для популяризации культурного наследия в туристической сфере.

Ключевые слова:
городской сад, строения в садах, исторический центр города, архитектура Казани
Ахметзянов В.Г., Лузянин Р.О.  Лиминальные пространства в контексте архитектурной среды: принципы проектированияСтр.219
Аннотация:

Ахметзянов Вагиз Газизович, доцент, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0002-9879-3736 Лузянин Руслан Олегович, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0009-0007-5549-0173

Ключевые слова:
лиминальное пространство, архитектурное пространство, видеоигры, архитектура, левел-дизайн
 
Russian (CIS)English (United Kingdom)

Авторизация

ПОИСК ПО САЙТУ

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня28
mod_vvisit_counterВчера107
mod_vvisit_counterЗа неделю591
mod_vvisit_counterЗа прошлую неделю756
mod_vvisit_counterЗа месяц702
mod_vvisit_counterЗа прошлый месяц3370
mod_vvisit_counterЗа все время810382

Online (12 hours ago): 2
Your IP: 192.168.1.44
MOZILLA 5.0,
Сегодня: Jun 07, 2025