Содержание №:2 Год:2020
ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ, ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ | |
Мирсаяпов Илизар Т., Шараф Х.М.А. Особенности деформирования глинистых грунтов при трехосном блочном режимном циклическом нагружении с учетом образования микро- и макротрещин | Стр.7 |
Аннотация: Постановка задачи. Основной целью данного исследования является изучение параметров прочности и деформирования глинистого грунта в условиях трехосного сжатия при блочных режимных циклических нагружениях. На сегодняшний день данные о результатах исследований при указанном режиме нагружения отсутствуют. Результаты. Проведены экспериментальные исследования прочности и деформируемости глинистых грунтов трехосного сжатия ?1??2=?3 при блочных режимных циклических нагружениях. Отличительной особенностью экспериментальных исследований является то, что они проведены в приборах трехосного сжатия призматической формы с соотношением сторон 100?100?200 мм. Установлена закономерность изменения основных характеристик грунта при переходах на блоки с высоким и с низким уровнем напряжений. Получены новые данные о закономерности деформирования глинистых грунтов, при нестационарных режимах многократно повторяющейся циклической нагрузки. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли заключается в исследовании деформаций виброползучести и изменений усталостного сопротивления разрушению глинистых грунтов при трехосном режимном блочном циклическом нагружении. Установлено, что напряженно-деформированное состояние, деформации и усталостная прочность грунтов меняются в зависимости от последовательности чередования блоков с различными значениями максимальной нагрузки цикла. | |
Ключевые слова:блочно-циклическая нагрузка, стационарное и нестационарное нагружение, виброползучести, глинистый грунт, нелинейные деформации виброползучести грунта. | |
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ | |
Мирсаяпов Илизар Т., Гарифуллин Д.Р. Оценка выносливости бетона сжатой зоны железобетонных изгибаемых элементов при стационарных режимах циклического нагружения | Стр.16 |
Аннотация: Постановка задачи. В железобетонных изгибаемых конструкциях при многократно повторяющихся циклических нагружениях стационарного режима в бетоне сжатой зоны проявляются и развиваются неупругие деформации виброползучести в связных условиях. По этой причине условия деформирования бетона сжатой зоны нестационарные даже при стационарном режиме внешней нагрузки. Результаты. Проведены экспериментальные и теоретические исследования поведения железобетонного изгибаемого элемента, при стационарном режиме многократно повторяющегося циклического нагружения, установлен режим деформирования бетона сжатой зоны в составе изгибаемого элемента. Для оценки выносливости бетона сжатой зоны при таких режимах деформирования проведены исследования с использованием методов механики разрушения упругопластических материалов и получены уравнения выносливости бетона сжатой зоны для нестационарного режима деформирования. На основании проведенных исследований разработано уравнение выносливости бетона сжатой зоны для практических расчетов железобетонных изгибаемых элементов при стационарных режимах многократно повторяющейся циклической нагрузки. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что предложенная методика позволяет наиболее точно оценить напряженно-деформированное состояние бетона сжатой зоны и процессы изменения бетона с позиции механики разрушения, что является существенным вкладом в теорию усталостной прочности и обеспечивает экономию бетона до 25 % по сравнению существующими методами. | |
Ключевые слова:железобетон, бетон сжатой зоны, выносливость, циклическая нагрузка, стационарное нагружение, механика разрушения, виброползучесть, неупругие деформации. | |
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ | |
Авксентьев В.И., Красиникова Н.М., Степанов С.В., Макаров Д.Б. Свойства и фазовый состав гидратированного цементного камня, модифицированного шламом химической водоочистки теплоэлектроцентралей | Стр.24 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования – изучение влияния шлама химической водоочистки теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) на технологические свойства цементного теста, на прочностные характеристики и на фазовый состав цементного камня с целью рассмотрения возможности использования данного отхода в цементных системах. Результаты. Шлам химводоочистки (ШХВО) представляет собой пастообразную и нестабильную по влажности массу, поэтому для рационального использования он предварительно подвергался сушке с последующим помолом. В статье показано, что введение ШХВО в цементное тесто увеличивает его водопотребность. Поэтому изучалось совместное влияние шлама с добавками на нафталинформальдегидной и полиэфиркарбоксилатной основе. Использование шлама с суперпластификаторами позволяет сократить расход вяжущего на 7,5 % без потери прочности и снизить пористость цементного камня. Методом дифференциально-термического анализа изучены продукты гидратации цементного камня с рассматриваемым шламом. Установлено, что введение ШХВО в цементные системы приводит к изменению морфологии новообразований, как в первые сутки, так и на 28 сутки твердения. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что показана возможность использования многотоннажных отходов промышленности – шламов ШХВО ТЭЦ в цементных системах. Выявлено, что эффективность действия шлама зависит от способа его введения в цементную систему. | |
Ключевые слова:цементный камень, прочность, бетон, шлам химической водоочистки, утилизация отходов, гидратация. | |
Лупанов А.П., Суханов А.С., Силкин В.В., Козиков И.О., Ильина О.Н. Исследование влияния асфальтового гранулята на свойства полимерасфальтобетона | Стр.34 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования – определение свойств полимерасфальтобетонна с использованием асфальтового гранулята в его составе. Результаты. Основные результаты исследования состоят в возможности обеспечения требуемых свойств полимерасфальтобетона за счет введения асфальтового гаранулята в количестве до 30 % и в возможности повышения устойчивости к образованию пластических деформаций в асфальтобетонных покрытиях за счет увеличения сдвигоустойчивости и трещиностойкости полимерасфальтобетона. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в обеспечении качества производства полимерасфальтобетонных смесей на полимерно-битумных вяжущих при снижении их стоимости и при увеличении объемов производства для строительства и ремонта автомобильных дорог и городских улиц. | |
Ключевые слова:асфальтобетон, асфальтовый гранулят, битум, полимерно-битумное вяжущее (ПБВ), свойства полимерасфальтобетона, сдвигоустойчивость, трещиностойкость, экономическая эффективность. | |
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА | |
Бельхадж Саид, Ибрагимов Р.А. Технология бетонирования в условиях жаркого климата Марокко | Стр.41 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель статьи – исследование и изучение технологии бетонирования монолитных конструкций в условиях сухого и жаркого климата Марокко и обеспечение долговечности забетонированных конструкций с использованием различных методов технологических решений. Результаты. Выполнено компьютерное моделирование, в котором проведено сравнение наиболее экономически выгодного способа выдерживания бетона монолитных железобетонных конструкций в условиях сухого и жаркого климата Марокко с использованием пластификаторов и ускорителей твердений. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли заключается в том, что в результате проведенных исследований установлено, что причиной пониженного качества бетона является неплотность стыков опалубочных элементов и высокая температура твердения бетона в условиях сухого и жаркого климата Марокко, вследствие чего происходит быстрое обезвоживание бетона, что замедляет процессы гидратации цемента. В результате быстрого обезвоживания бетона, прочность его снижается, увеличивается его пористость, что приводит к снижению стойкости к карбонизации и водонепроницаемости. | |
Ключевые слова:бетонирование, сухой и жаркий климат, Марокко. | |
Грузин А.В., Грузин В.В. Восстановление несущей способности фундаментов зданий и сооружений существующей постройки | Стр.49 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования – усовершенствовать технологии восстановления несущей способности фундаментов зданий и сооружений существующей постройки с помощью дополнительных опор – выносных вдавливаемых свай – путем рационального использования строительных материалов для их изготовления. Результаты. В ходе теоретических исследований установлена возможность снижения на величину до 13,3 % материалоёмкости выносных вдавливаемых свай, используемых для восстановления несущей способности фундаментов зданий и сооружений существующей постройки, по сравнению с аналогичными сваями заводского изготовления с сохранением исходной несущей способности. Лабораторные исследования подтвердили корректность полученных теоретических данных. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в сокращении материальных затрат за счёт применения инновационной конструкции вдавливаемых свай в процессе восстановления несущей способности фундаментов зданий и инженерных сооружений существующей постройки при одновременном обеспечении их эксплуатационной надёжности. | |
Ключевые слова:восстановление фундамента, погружение вдавливанием, железобетонная свая, несущая способность, треугольное сечение, снижение материалоёмкости. | |
Коклюгина Л.А., Коклюгин А.В., Агрусев Р.Д. Решение организационных вопросов, связанных с выполнением строительных работ при изношенности основных производственных фондов | Стр.57 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования – выявление разночтения терминов при выполнении строительных работ в период реконструкции или капитального ремонта. Предложить методы решения спорных вопросов, избегая лишних издержек и обращения в арбитражные суды. Результаты. Основные результаты исследования состоят в сопоставлении терминов строительных работ в период реконструкции или капитального ремонта в различных нормативных документах и приведению их к единому результату. Рассмотрен и проанализирован пример выполнения строительно-монтажных работ при капитальном ремонте производственного здания. Отмечено, что правильный подход позволит избежать возможного конфликта с налоговыми органами и, как следствие, обращения в суд. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в исключении конфликтов при решении организационных вопросов между исполнителями строительно-монтажных работ и органами государственной власти, в совершенствовании законодательной базы. | |
Ключевые слова:реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт, дефектная ведомость, законодательная база. | |
Коклюгина Л.А., Хидиятуллин И.И. Экспериментальное и имитационное исследование набора прочности бетона при бетонировании колонны в зимних условиях | Стр.65 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования – анализ набора прочности бетона путем экспериментальных исследований с выявлением участков с пониженной прочностью, рассмотрение возможности использования программного комплекса для моделирования процесса набора прочности бетона. Результаты. Основные результаты исследования состоят в использовании современного программного комплекса для моделирования процесса прогрева бетона. В рамках работы выполнено моделирование задачи прогрева бетона монолитной колонны греющим проводом. Выполнено экспериментальное исследование набора прочности бетона колонн греющим проводом на строящемся здании в г. Казани, расположенным по адресу Республика Татарстан, г. Казань, ул. Алексея Козина. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что анализ и проверка распространения тепла и набора прочности бетона могут быть выполнены с использованием современных программных комплексов. | |
Ключевые слова:зимнее бетонирование, греющий провод, ELCUT, моделирование прогрева, набор прочности, монолитные конструкции. | |
Мусин Б.С., Ибрагимов Р.А., Богданов Р.Р. Нормирование технологических операций в малоэтажном строительстве на примере жилого комплекса «Маленький Токио» | Стр.73 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования ? определение трудоемкости различных видов работ малоэтажного строительства по технологии компании «ИИДА САНГЁ». Результаты. В работе были проведены исследования устройства каркасных домов по японской технологии JWT (Japan Wood Technology) с фиксацией хронометража всех видов работ нулевого цикла, возведения каркаса, а также фасадных и кровельных работ. В данной статье в качестве объекта исследования было выбрано 3 различных проекта домов, построенных по японской технологии: 3LDK150, 3LDK138, 3LDK118. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что экспериментальными исследованиями, в том числе и методом хронометража, определены временные параметры технологических операций и основных процессов монтажа элементов каркасного дома, нормы времени на каждый процесс, состав звена на каждый исследуемый вид работ. Кроме того выявлено, что трудозатраты на возведение индивидуального дома по изучаемой японской технологии примерно в 2 раза ниже, чем по канадской каркасной технологии и технологии из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), но на 45 % выше, чем из структурных изолированных панелей (СИП-панелей). | |
Ключевые слова:каркасный дом, хронометраж, нормы времени. | |
Таймаров М.А., Лавирко Ю.В. Разработка автобетоносмесителя с дополнительными технологическими возможностями | Стр.81 |
Аннотация: Постановка задачи. Востребованность автобетоносмесителей, или «миксеров», в России возрастает не только в связи крупным монолитным домостроением, но и в связи с потребностями малого сегмента домостроения – одноэтажными и двухэтажными домами частного сектора. Монолитное домостроение оборудуется хорошими подъездными путями и налаженной системой отгрузки бетона. Поэтому при любой конструкции автобетоносмесителя его разгрузка за отведенное производителем бетона время обеспечивается. Для малого сегмента домостроения использование фирменных автобетоносмесителей связано, как правило, с отсутствием подъездных путей и механизированной отгрузки, небольшими разовыми количествами бетона, неудобствами и стесненностью возводимых бетонных конструкций. В этой связи возрастает потребность в автобетоносмесителях малой вместимости, которые являются недорогими и не имеют механизированной выгрузки бетона. Результаты. В большинстве случаев комплектация по выгрузке бетона у таких автобетоносмесителей ограничивается одним выдвижным лотком. Время, затрачиваемое на выгрузку бетона, увеличивается по сравнению с фирменными автобетоносмесителями. У каждого производителя бетона есть своя норма на выгрузку бетона, в среднем составляющая не более 10 минут на 1 м3. За дополнительный простой на выгрузке взимается штраф от 500 до 1000 рублей за 1 час. На автобетоносмесителе в конструкции вращающейся емкости применена спираль Архимеда, позволяющая при вращении по часовой стрелке перегружать бетон из одного жёлоба в другой и при этом бетон остается в емкости. Поэтому длительность простоя автобетоносмесителей при отгрузке бетона связана с дальнейшим транспортированием бетона, находящегося в лотке. Стандартные удлинители лотка и рукава, которыми укомплектовываются автобетоносмесители отечественного производства, малопроизводительны, поскольку в них движение бетона гравитационное. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в разработке схемы применения конструкции двухшнековой системы выгрузки бетона при стесненных и ограниченных пространствах, которая значительно сокращает время выгрузки бетона и устраняет ручной труд. | |
Ключевые слова:разработка, автобетоносмеситель, шнек, бетон, подача, миксер, гидропривод, расчет. | |
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ | |
Бройда В.А., Дорофеенко Н.С., Шарафеева А.Р. Численное исследование полей скоростей и температур воздуха в жилом помещении с учетом влияния естественного притока | Стр.89 |
Аннотация: Постановка задачи. Естественная вентиляция широко используется в жилых зданиях. Нерегулируемый естественный приток в холодный период года приводит к возрастанию расхода воздуха, что осложняет поддержание подвижности воздуха и температуры в помещении. В связи с этим изучение подвижности и температуры воздуха в помещении в зависимости от естественно притока является актуальным. Цель исследования – выявление влияния подачи возрастающего расхода холодного наружного воздуха на подвижность и температуру воздуха в жилом помещении. Оценка такого влияния выполнена на основе численного моделирования полей скорости и температуры. Результаты. Основные результаты исследования состоят в полученных численным моделированием полях скоростей и температур при двух вариантах расходов наружного холодного воздуха – нормативном и вдвое повышенном, встречающемся при отсутствии регулирования естественной вентиляции. Установлено, что как при нормативном, так и при повышенном расходе, несмотря на увеличение скорости движения воздуха и некотором возрастании отклонения температур, их нормативные пределы не превышаются. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что повышение расхода наружного воздуха вдвое не приводит к чрезмерному возрастанию подвижности воздуха, она остается ниже нормативного предела. Температура внутреннего воздуха также немного изменяется, но, при компенсации большего охлаждения помещения за счет повышения тепловой мощности отопительного прибора, также остается в рамках допустимых значений. | |
Ключевые слова:скорость движения воздуха, температура, расход, жилое помещение, естественный приток, численное моделирование. | |
Таймаров М.А., Тимербаев Н.Ф., Лавирко Ю.В. Использование ветроэнергетики для электроснабжения строительства в труднодоступных и удаленных районах | Стр.98 |
Аннотация: Постановка задачи. Потребность в углеводородном топливе в настоящее время непрерывно возрастает в связи с вводом в промышленности новых технологических мощностей, а также с расширением строительства и с увеличением количества транспортных средств, использующих двигатели внутреннего сгорания. Для удаленных и труднодоступных районов крайнего Севера России и Сибири также большой проблемой является доступность к источникам моторного топлива. В этой связи для стационарных установок, таких как технологические агрегаты строительной индустрии, работающих на нефтепродуктах или же потребляющих электроэнергию в условиях удаленности от линий электропередач и источников моторного топлива, альтернативой является использование возобновляемых источников энергии, к числу которых относится ветроэнергетика. Результаты. Применение промышленной ветроэнергетики и создание мощных ветропарков для выработки электроэнергии в удаленных и труднодоступных районах России сдерживаются отсутствием необходимых финансовых средств, так как стоимость ветрогенераторов промышленного исполнения очень высока. Срок окупаемости при этом длительный. Поэтому предпочтительным для производственного использования является использование, проектирование и создание ветрогенераторов с выработкой количества электроэнергии, достаточного для обеспечения малых и средних производственных мощностей, к числу которых относится строительная индустрия, обеспечивающая начальные этапы создания технологических мощностей, например, при переработке полезных ископаемых, лесопереработке, строительстве подъездных путей и т.д. При создании таких ветрогенераторов используются готовые узлы и блоки, применяемые в автотранспорте, железнодорожном и водном транспорте, сельском хозяйстве, так как на первой стадии производства электроэнергии с помощью ветрогенераторов главными приоритетами являются простота конструкции, дешевизна узлов и безотказность в эксплуатации. Ветрогенераторы, выпускаемые для бытовых целей и частного использования, не могут применяться ввиду незначительной электрической мощности и ненадежности в эксплуатации. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что ветрогенераторы могут быть использованы для выработки электрической энергии для малых и средних предприятий, занимающихся вопросами строительства, переработки лесоматериалов и малотоннажного производства строительных материалов. В результате исследования выявлено, что в пределах до 10 кВт электрической мощности ветрогенераторы могут быть рентабельны при условии использования в их конструкции узлов и блоков, освоенных в электротехническом производстве, а также элементов, используемых в автомобильной промышленности и в других отраслях. | |
Ключевые слова:ветроэнергетика, электрогенератор, привод, электроснабжение, число оборотов, скорость ветра, мощность, радиус, ветроколесо, электродвигатель, ветрогенератор. | |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ | |
Габдуллин Т.Р., Харламов Е.В., Кашипов Р.Ф., Фазлеев И.А., Германов А.А. Повышение морозостойкости материала дорожной разметки | Стр.106 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследований – повышение морозостойкости материала горячего термопластика для увеличения сроков эксплуатации дорожной разметки и снижения финансовых затрат на выполнение дорожно-разметочных работ. Результаты. Основные результаты исследования заключаются в предложении одного из возможных вариантов оптимизации материала термопластика на основе добавления в его типовой состав строго дозированного количества пластификаторов. В результате достигается более высокий уровень морозостойкости термопластика, исключающий возникновение трещин и сколов от нагрузок при проезде по поверхности разметки транспортных средств в низкотемпературных условиях эксплуатации. Выводы. Значимость полученных результатов для дорожно-строительной отрасли состоит в предложении морозостойкого состава термопластика. Предложенный состав термопластика является более морозостойким (пластичным) по сравнению с известными типовыми составами. Описаны экспериментальные этапы его получения. Предполагается, что срок эксплуатации горизонтальных линий дорожной разметки, нанесенных разработанным составом, будет существенно повышаться. | |
Ключевые слова:дорожная разметка, дорожное покрытие, состав, пластификатор, морозостойкость, нагрузка, качество, способ, экономичность. | |
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ | |
Смолова М.В., Смолова Д.О. Формирование системы метрополитена Москвы | Стр.115 |
Аннотация: Постановка задачи. Исторический анализ развития метро Москвы позволил проследить эволюцию поэтапного формирования линий во взаимосвязи с планировочной и транспортной структурой развития города. Результаты. Анализ развития системы метрополитена г. Москвы позволил выделить основные этапы эволюции: 1 ? возникновение и эксплуатация первой линии метрополитена в историческом центре города; 2 ? формирование сети метрополитена, возникновение узлов с головными железнодорожными вокзалами; 3 ? формирование комбинированной системы с внутригородскими железными дорогами, крупными транспортно-пересадочными узлами. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры и градостроительства состоит в выявлении соответствия радиально-кольцевого типа планировочной структуры города Москвы и радиально-кольцевого типа сети метрополитена, что является оптимальным решением трассировки линий в сложившейся градостроительной ситуации. | |
Ключевые слова:радиально-кольцевая сеть метрополитена, крупный пересадочный узел, большое кольцо метрополитена, пересадочные узлы, подземная сеть метрополитена, городской общественный транспорт, станции центрального узла, улично- дорожная сеть города, транспортная проблема, сеть пригородных железных дорог. | |
Шаймарданова К.А., Прокофьев Е.И. Методология выявления, формирования и развития периферийных зон города | Стр.128 |
Аннотация: Постановка задачи. Статья посвящена формированию методологии выявления и обоснования развития периферийных зон города. Структурированы и обозначены ключевые термины и аспекты обозначения периферийных территорий. Результаты. Обоснованные стратегии развития периферийных территорий городов дают вектор их развитию. Вопросы формирования планировочной структуры города, функционального его насыщения, развития инфраструктуры, жилого фонда, признаны актуальными на сегодняшний день. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в том, что развитие периферийных зон города на современном этапе – один из ключевых аспектов при формировании генеральных планов и пространственной организации структур города. Организация жилой застройки на перифериях подчиняется комплексу градоформирующих факторов, использование и исследование которых воздействует на перспективное ее развитие. | |
Ключевые слова:периферии, городские окраины, пространственное развитие, планирование городов, территориальное развитие. | |
АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Минабутдинова А.Р., Покка Е.В. Трансформация как средство архитектурно-пространственного формирования жилья с дополнительной функцией | Стр.135 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования – определение приоритетности трансформации, как средства внедрения дополнительных функций в жилое пространство, анализ способов трансформации на основе существующего опыта проектирования. Результаты. Основные результаты исследования состоят в выявлении особенностей трансформации как средства устойчивого и эффективного формирования жилья с дополнительной функцией. В статье приводятся примеры реализованных проектов, в которых качественно работают гибкие архитектурно-планировочные приемы. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в создании нового типа жилья, обеспечивающего функциональное разнообразие, энергоэффективное пользование, перспективные видоизменения в современных реалиях. Применение трансформации как средства формирования дополнительных функций в жилье может рассматриваться как метод изменения объемно-планировочного решения в создании устойчивой архитектуры. | |
Ключевые слова:архитектура, дополнительная функция, трансформация, жилое пространство, адаптация. | |
Покка Е.В., Гафиятуллина А.Ф. Современные тенденции формирования центров туризма в контексте развития туристских центров | Стр.145 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования – выявление основных характеристик центров туризма во взаимосвязи с туристскими центрами и определение основных факторов их формирования. Результаты. В статье на основе приведенной классификации городов-туристских центров, которая была разработана экспертами UNWTO (Всемирная Туристская Организация Объединённых Наций), приведены примеры этих городов, а также приведены и изучены объекты обслуживания, которые в исследовании называются центрами туризма. На основе изученных примеров выявлены две группы факторов их формирования, которые являются основополагающими при формообразовании центров туризма и играют важную роль в создании их уникальности. Это формообразующие факторы градостроительного и архитектурного характера. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в создании концепции современного многофункционального туристского комплекса, включающего туристский центр, как местность, притягивающую туристов, и центр туризма, как комплекс туристско-рекреационного обслуживания. | |
Ключевые слова:туристский центр, центр туризма, классификация, туристский комплекс. | |
Шаймарданова К.А. К вопросу о влиянии визуальной среды города на состояние человека | Стр.160 |
Аннотация: Постановка задачи. Статья посвящена изучению факторов и аспектов, влияющих на формирование визуально-комфортной среды. Рассматриваются исследования на предмет влияния видимой среды на самочувствие и поведение человека. Результаты. Анализ исследований показал, что архитектурное пространство может оказываться как положительным примером формирования визуально комфортной среды, так и отрицательным. Элементы городской среды, используемые при проектировании пространства, создают гуманную среду и могут проявляться как на градостроительном, объемно-пространственном, так и на предметном уровне. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в том, что проблемы видеоэкологии являются одними из главных аспектов при формировании пространства для жизнедеятельности человека. Городское пространство необходимо грамотно проектировать не только с точки зрения градостроительных, объемно-пространственных характеристик, но и с целью психологически комфортного пребывания в нем человека. | |
Ключевые слова:визуальная среда, видеоэкология, комфортная среда, гомогенная среда, городское пространство. | |
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ | |
Гимадеева Я.Н., Киносьян Н.С. Классификационные особенности коворкинг-пространств. Казанский опыт внедрения в структуру города | Стр.168 |
Аннотация: Поставленные задачи. Коворкинг, как тип «пространства для работы», существует уже 15 лет. Однако функциональная наполняемость и архитектурно-планировочное решение в разных пространствах может значительно различаться. Цель данной статьи состоит в установлении взаимосвязи архитектурной среды коворкинга и его функциональнообразующего ядра. Результат. Основным результатом исследования является анализ казанского опыта внедрения коворкингов в структуру города. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении общих признаков проектирования коворкинг-пространств на основе мирового опыта, в определении зависимости коворкинг-функции и архитектурно-планировочной составляющей как условия комфортного пребывания в данных пространствах. В статье разобрана классификация коворкингов по типу рабочего пространства, по тематическим признакам, уровню доступности, экономическим признакам, типу архитектуры. Рассмотрен казанский опыт возникновения и функционирования коворкингов. | |
Ключевые слова:коворкинг, рабочее пространство, офис нового типа, удаленная работа, рабочая среда. | |
Карасев Р.О., Денисенко Е.В. Реорганизация промышленных территорий и архитектурных объектов с учетом адаптивных процессов | Стр.177 |
Аннотация: Постановка задачи. Выявление процессов адаптивного повторного использования промышленных зданий в формировании архитектурного пространства городской среды. Результаты. Результатами исследования служит определение процессов адаптации, методов и подходов в архитектурном проектировании на промышленной территории. Анализ понятий позволил определить основные параметры процесса реорганизации при адаптации промышленных объектов архитектуры и их территорий. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении основных подходов и методов проектирования при архитектурной адаптации бывших промышленных зданий и территорий. Выявленные подходы и методы реорганизации промышленных территорий позволяют развить потенциал промышленной территории и адаптировать ее под современное использование. | |
Ключевые слова:адаптация, повторное использование, реконструкция, модернизация, реорганизация, реновация, конверсия, промышленные здания, музеефикация. | |
Мустакимов В.Р., Мустакимов А.В. Реновация приакваториальных зон Казани | Стр.187 |
Аннотация: Постановка задачи. Целью исследования является выявление эффективности, целесообразности и необходимости комплексной реновации приакваториальных зон реки Волги, реки Казанки и озера Кабан, в пределах города Казани, с защитными берегоукрепительными инженерно-техническими мероприятиями и обустройством прибрежной территории в системе градоформирующей и транспортно-пешеходной структуры, на фоне интенсивного развития современной инфраструктуры и высоких требований к охране окружающей среды. Результаты. Основные результаты исследования состоят в том, что комплексная реновация приакваториальных зон реки Волги, реки Казанки и озера Кабан с берегоукрепительными инженерно-техническими мероприятиями и обустройством прибрежной территории, позволит существенно повысить экологическую привлекательность древнего города Казани. Организовать интенсивный приток жителей города, республики и гостей к зонам культурного отдыха, сформированным реновацией, вблизи от естественных источников воды, усовершенствовать и систематизировать транспортно-пешеходную сеть локальных участков и города в целом. Выводы. Значимость полученных результатов для градостроительной, архитектурно-строительной и реставрационно-реконструктивной сферы состоит в том, что в результате комплексного геотехнического преобразования и реновации береговых зон приакваториальных территорий реки Волги, реки Казанки и озера Кабан в пределах границ города Казани, повышается степень защиты городской приакваториальной территории от наводнений в паводковый период; укрепляется и обустраивается береговая зона; формируются зоны культурного времяпрепровождения и комфортного отдыха населения; создаются условия сохранения и поддержания требований по охране окружающей среды города-миллионника. | |
Ключевые слова:реновация, приакваториальная зона, подземные воды, водопонижение, берегоукрепление, обустройство, гидронамыв, шпунт, больверки, контрфорсы, ростверк, анкер. | |
Незвицкая Т.В. Проблема выбора вида и способа работ при сохранении памятников деревянного зодчества | Стр.203 |
Аннотация: Постановка задачи. Цель исследования – выявление современного процесса выбора вида и способа проведения работ по сохранению памятников деревянного зодчества и определение существующих видов и способов проведения работ. А также проведение практического предварительного исследования выбора вида и способа работ по сохранению памятников деревянного зодчества на примере церкви Покрова Пресвятой Богородицы, объекта Юнеско. Результаты. Разработана табличная форма по оценке выбора вида и способа работ по сохранению, где критериями оценки являются историко-культурная ценность и техническое состояние памятника. Выявлена иерархия подходов к сохранению в зависимости от степени воздействия. Выявлена классификация видов работ. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры и деятельности по сохранению объектов культурного наследия состоит в необходимости использования системы экспертной оценки вмешательств в памятник деревянного зодчества в постоянно меняющемся современном мире с учетом антропогенных, экологических, социальных, экономических и иных факторов, что позволит добиться больших результатов. Основные результаты исследования заключаются в предварительной оценке решений по сохранению храма Покрова Пресвятой Богородицы. | |
Ключевые слова:историко-культурная ценность, памятники деревянного зодчества, виды и способы сохранения, реставрация, консервация, ремонт. | |
Сайфуллина Л.Ш., Садыкова Д.М. К вопросу изучения исторической застройки Казани советского периода на примере здания пожарного депо, расположенного по адресу г. Казань, ул. Мало-Московская, 19 | Стр.213 |
Аннотация: Постановка задачи. Основная задача исследования – анализ исторического, градостроительного и архитектурного аспекта застройки Казани советского периода на примере здания пожарного депо Казани на Мало-Московской улице. Здание является объектом исторически ценной градоформирующей застройки, является редким примером Казанской архитектуры советского конструктивизма 1930-х годов. Результаты. Основные результаты исследования состоят в выявлении ценных сведений об исторической застройке Казани советского периода. Пожарное депо завода «Обозных деталей» построено в 1934-1935 гг. в комплексе со зданиями завода «Обозных деталей», построенного ранее – в 1930-1935 гг., и жилым кварталом завода, что явилось одной из первых попыток внедрения в практику градостроительного проектирования г. Казани принципов соцгорода. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении исторических, градостроительных сведений о застройке Казани советского периода первой половины XX века. Выявлены общие проблемы изучения исторически ценных объектов промышленных зон в Казани первой половины XX века. | |
Ключевые слова:исторически ценная градоформирующая застройка, пожарное депо, конструктивизм, завод «Обозных деталей», пожарная каланча, Адмиралтейская слобода, слобода Кзыл-Армия, Казанский вертолетный завод, соцгород. | |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА | |
Большеротов А.Л. Методические основы оценки экологической безопасности строительства на урбанизированных территориях | Стр.222 |
Аннотация: Постановка задачи. Оценка воздействия на окружающую среду является составной частью каждого строительного проекта. Достоверность оценки подвергается обязательной государственной экспертизе. Однако единого обоснованного подхода к разработке оценки воздействия на окружающую среду для урбанизированных территорий нет. Методика разработки оценки воздействия на окружающую среду требует обоснованной формализации. Целью исследования является создание методических основ разработки оценки воздействия на окружающую среду строительных проектов для урбанизированных территорий. Задача исследования – разработать инструментарий оценки. Результаты. В результате исследований были выявлены основные методологические подходы и инструменты оценки. В систему методологических подходов к оценке введены понятия экологический резерв, степень концентрации, эффект экологического резонанса, эмерджентность прямого и опосредованного воздействия на окружающую среду техногенных факторов и другие. Выводы. Значимость полученных результатов для строительной отрасли состоит в том, что необходимость обоснованной методики разработки оценки воздействия на окружающую среду на новых методологических принципах и методах оценки крайне актуальна, так как на сегодняшний день нет единого системного подхода к оценке экологического воздействия объекта строительства на окружающую среду урбанизированной территории. | |
Ключевые слова:экспертиза строительства, экологический паспорт территорий, экологическая безопасность, степень концентрации недвижимости, экологический резерв, порог экологической безопасности. |