Анкета автора(ов)
| Фамилия, имя, отчество, учёная степень, звание, должность. Полное и сокращённое наименование организации, адрес организации. | Серегин Дмитрий Владимирович, архитектурная компания CROX, Шанхай, Китай, директор по архитектурному проектированию и дизайну. E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0009-0005-7448-8891 Прокофьев Евгений Иванович, канд., арх., профессор, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0003-0609-7176 |
| Название статьи. | Дискретность как условие формирования архитектурной формы на примере арт деко |
| Аннотация. | Архитектурный дискурс находится в постоянном обновлении, реагируя на современные вызовы и стремясь к поиску новых методологических основ проектирования. В данной статье рассматривается теория дискретности Жильберта Симондона как теоретический инструментарий, позволяющий по-новому интерпретировать исторические архитектурные объекты. Несмотря на то, что данная теория чаще применяется в анализе современных процессов проектирования, она может быть продуктивно использована и для исследования объектов исторического наследия. Постановка задачи: Существующие подходы к изучению архитектурного наследия в основном базируются на стилистическом и морфологическом анализе, что ограничивает возможности их современного прочтения. В этой связи возникает необходимость применения современной теории (на примере теории дискретности Жильберта Симондона) как инструмента, способного раскрыть скрытые процессы формообразования в архитектуре Арт Деко и показать её потенциал как динамической системы, а не статического исторического стиля. Цель исследования: определить возможность применения теории дискретности Жильберта Симондона для углубления понимания процессов архитектурной выразительности объектов исторического наследия, на примере проектов стиля Арт Деко. Задачи исследования: выявить проблематику соотношения исторических методов архитектурной выразительности с новыми подходами к трактовке архитектурной формы; проанализировать исторические проекты Арт Деко с использованием теории дискретности; систематизировать результаты нового архитектурного прочтения объектов культурного наследия. Результаты: В статье исследуется и систематизируется многообразие архитектурных приёмов в 4 проектах в рамках единого стиля, используя методы анализа как целостного художественно - образного плана так и геометрической, конструируемой детализации. Каждый объект, находясь в едином стилевом базисе имеет различную образность, приемы и логики конструирования. Выводы: Теория дискретности показывает, что проекты архитектурного наследия являются актуальными и открытыми для интерпретации. В контексте единого стиля сохраняются целостность стиля и множественность подходов - показывая двойственность данного состояния. Предложен иной к традиционному подход структурирования архитектурной формы. Так же выявлено взаимодействие геометрии и языка в контексте стиля с графическими закономерностями (векторностью и растровостью) При применении естественных кондиций архитектура начинает использовать базис природного - геонических структур. |
| Ключевые слова. | Геоника, дискретность, арт деко, архитектурные приемы, историческое наследие |
| First name, Middle name, Last name, Scientific degree, Scientific rank, Current position. Full and brief name of the organization, The organization address. | Dmitry V. Seregin, architectural company CROX, Shanghai, China, director of architecture & design E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0009-0005-7448-8891 Evgenii I. Prokofiev, candidate of architecture, professor, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0003-0609-7176 |
| Title of the article | Discreteness as a condition for the formation of architectural form on the example of Art Deco |
| Abstract. | Architectural discourse is constantly evolving, responding to contemporary challenges and striving to find new methodological foundations for design. This article examines the theory of discreteness by Gilbert Simondon as a theoretical tool for reinterpreting historical architectural objects. Although this theory is more often applied to the analysis of modern design processes, it can also be productively applied to the study of historical heritage sites. Problem Statement: Existing approaches to the study of architectural heritage are primarily based on stylistic and morphological analysis, which limits their potential for contemporary interpretation. Therefore, it is necessary to apply modern theory (using Gilbert Simondon’s theory of discreteness as an example) as a tool capable of revealing the hidden processes of form-generation in Art Deco architecture and demonstrating its potential as a dynamic system rather than a static historical style. The purpose of the study is to determine the possibility of applying Gilbert Simondon’s theory of discreteness to deepen the understanding of the architectural expressiveness of historical heritage sites, using Art Deco projects as an example. The research tasks are to identify the relationship between historical methods of architectural expression and new approaches to interpreting architectural form; to analyze historical Art Deco projects using discreteness theory; and to systematize the results of a new architectural interpretation of cultural heritage sites. Results: This article explores and systematizes the diversity of architectural techniques in four projects within a unified style, using methods for analyzing both the overall artistic and figurative plan and geometric, constructed detailing. Each object within a unified stylistic framework has distinct imagery, techniques and design logics. Conclusions: Discreteness theory demonstrates that architectural heritage projects are relevant and open to interpretation. Within the context of a unified style, the integrity of style and the multiplicity of approaches are preserved, demonstrating the duality of this state. The proposed approach to structuring architectural form is alternative to the traditional method. The interaction of geometry and language within the context of style with graphic patterns (vector and raster) is also revealed. By applying natural conditions, architecture begins to utilize the basis of natural, geonic structures. |
| Keywords. | Geonics, discreteness, Art Deco, architectural techniques, historical heritage |
| Для цитирования: | Серегин Д.В., Прокофьев Е.И. Дискретность как условие формирования архитектурной формы на примере арт деко // Известия КГАСУ, 2025, № 3 (73), с.222-232, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/73.18, EDN: SYPXHB |
| For citations: | Seregin D.V., Prokofiev E.I. Discreteness as a condition for the formation of architectural form on the example of Art Deco // News of KSUAE, 2025, № 3 (73), p.222-232, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/73.18, EDN: SYPXHB |














