Анкета автора(ов)
Фамилия, имя, отчество, учёная степень, звание, должность. Полное и сокращённое наименование организации, адрес организации. | Владислав Игоревич Брызгалов, аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Российская Федерация Email: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0003-0752-4037 |
Название статьи. | Применение теории Вебера при расположении пунктов взимания платы на платных дорогах |
Аннотация. | Постановка задачи. Платные автомобильные дороги играют ключевую роль в инфраструктуре многих стран, обеспечивая финансирование строительства и обслуживания транспортных сетей. Однако нерациональное расположение пунктов взимания платы может привести к снижению эффективности дорожной системы: увеличению заторов, недовольству пользователей, потерям доходов операторов. Правильное распределение таких пунктов способно стимулировать рост интенсивности движения в урбанизированных зонах, а также усилить грузопоток между промышленными кластерами и регионами, формируя устойчивые логистические коридоры. Цель работы состояла в исследовании оптимального размещения пунктов взимания платы на платных автомобильных дорогах на основе принципов теории Вебера, направленную на минимизацию совокупных издержек при одновременном повышении эффективности дорожной инфраструктуры на примере трасы М-12 «Восток». Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: оценена транспортно-логистическая инфраструктура городов, прилегающих к платной трассе; сформированы варианты локализации пунктов взимания платы с применением теории Вебера. Результаты. Для оптимизации размещения пунктов взимания платы на участке трассы М-12 «Восток» применен метод геопространственного анализа, основанный на построении треугольных моделей. Их вершинами выступили ключевые транспортные узлы: Казань – Ижевск – Уфа; Ижевск – Пермь – Уфа; Пермь – Екатеринбург – Уфа. В рамках исследования установлено, что для минимизации задержек требуется 5 пунктов взимания платы. Выводы. Для оптимального размещения пунктов взимания платы был применен метод пространственной оптимизации, основанных на принципах минимизации затрат разработанной А. Вебером. Эта задача сводится к решению модели линейного программирования, где требуется найти экстремальное значение целевой функции в рамках заданных линейных ограничений. Использование треугольных моделей с вершинами в ключевых городах на трассе М-12 «Восток» подтвердило, что такой подход: демонстрирует влияние грузопотоков и расстояния на оптимальное размещение; оптимизирует расстояние между пунктами взимания платы; учитывает влияние городских агломераций на формирование логистических коридоров. |
Ключевые слова. | платные автомобильные дороги, оптимизация размещения пунктов взимания платы, трасса М-12 «Восток», теория Вебера, транспортное планирование |
First name, Middle name, Last name, Scientific degree, Scientific rank, Current position. Full and brief name of the organization, The organization address. | Vladislav I. Bryzgalov, Post-graduate student, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0003-0752-4037 |
Title of the article | Applying Webers theory to toll booth locations on toll roads |
Abstract. | Problem statement. Toll roads play a key role in the infrastructure of many countries, providing financing for the construction and maintenance of transport networks. However, the irrational location of toll collection points can lead to a decrease in the efficiency of the road system: an increase in congestion, user dissatisfaction, and loss of income for operators. The correct distribution of such points can stimulate an increase in traffic intensity in urbanized zones, as well as increase freight traffic between industrial clusters and regions, forming stable logistics corridors. The purpose of the work was to study the optimal placement of toll booths on toll roads based on the principles of Webers theory, aimed at minimizing the total costs while increasing the efficiency of road infrastructure using the example of the Vostok M-12 highway. To achieve this goal, the following tasks were solved: the transport and logistics infrastructure of cities adjacent to the toll highway was assessed; options for localizing toll collection points using Weber’s theory have been formed. Results. To optimize the placement of toll collection points on the section of the Vostok M-12 route, a geospatial analysis method based on the construction of triangular models was used. Their peaks were key transport hubs: Kazan – Izhevsk – Ufa; Izhevsk – Perm – Ufa; Perm – Yekaterinburg – Ufa. According to the study 5 charging points are required to minimize delays. Conclusions. For optimal placement of toll collection points, a spatial optimization method was applied based on the principles of minimizing costs developed by A. Weber. This problem is reduced to solving the linear programming model, where it is required to find the extreme value of the objective function within the given linear constraints. The use of triangular models with peaks in the key cities on the Vostok M-12 highway confirmed that this approach: demonstrates the influence of cargo flows and distance on optimal placement; optimizes the distance between charging points; takes into account the influence of urban agglomerations on the formation of logistics corridors. |
Keywords. | toll roads, optimization of the location of toll collection points, Vostok M-12 route, Weber’s theory, transport planning |
Для цитирования: | Брызгалов В.И. Применение теории Вебера при расположении пунктов взимания платы на платных дорогах // Известия КГАСУ, 2025, № 2(72), с. 202-211, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/72.18, EDN: MAJRBC |
For citations: | Bryzgalov V.I. Applying Webers theory to toll booth locations on toll roads // News of KSUAE, 2025, № 2(72), p. 202-211, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/72.18, EDN: MAJRBC |