Анкета автора(ов)
| Фамилия, имя, отчество, учёная степень, звание, должность. Полное и сокращённое наименование организации, адрес организации. | Сиразеев Нияз Рустемович, магистрант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0009-0003-4970-3137 Шуваева Евгения Юрьевна, кандидат архитектуры, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0002-4337-4171 |
| Название статьи. | Типологизация исторических гимназий Санкт-Петербурга на основе объёмно-планировочных характеристик |
| Аннотация. | Постановка задачи. Дореволюционные гимназии составляют важнейший пласт архитектурного наследия Петербурга, являясь неотъемлемой частью его исторической социально значимой инфраструктуры. Исследование типологических особенностей исторических учебных заведений закладывает теоретический базис для научно-проектных обоснований при модернизации подобных объектов, а также в целом дополняет картину домодернистской строительной традиции. В настоящей работе предпринимается попытка типологизации исторических гимназий Петербурга на основе объёмно-планировочных закономерностей. В задачи исследования входит выявление планировочных и пространственно-морфологических характеристик исторических петербургских гимназий, анализ этапов формирования их инфраструктуры и определение роли данных объектов в градостроительной ткани. Результаты. В ходе исследования рассмотрена строительная хронология объектов с учётом их взаимодействия со складывавшейся градостроительной ситуацией, проанализированы планировки гимназий. Установлено, что формирование петербургской гимназической инфраструктуры включало практики приспособления существующего фонда, прежде чем были сформулированы принципы для специализированного школьного строительства. Прослеженные объёмно-планировочные закономерности позволили дифференцировать весь массив петербургских гимназий на 4 группы и выделить единственный экземпляр, не укладывающийся в общую типологию. Следует отметить, что в эволюции исследованных проектных решений отразилось осмысление гимназий как значимых гражданских объектов. Немаловажным в рамках изысканий стало обращение к нормативно-правовым документам, определившим вектор развития школьного строительства. Выводы. К концу XIX века в Петербурге господствовала высококачественная гимназическая архитектура, во многом сообразующаяся с современными представлениями о специализированном школьном пространстве. Объекты, относящиеся к этой эпохе, обладают существенным потенциалом для поддержания в них образовательной функции. |
| Ключевые слова. | исторические гимназии Санкт-Петербурга, гимназическая инфраструктура, система обслуживания, сеть учебных заведений, объёмно-планировочная структура, кампус, пансион, дортуар, схема поэтажного зонирования |
| First name, Middle name, Last name, Scientific degree, Scientific rank, Current position. Full and brief name of the organization, The organization address. | Niyaz R. Sirazeev, Masters Student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russian Federation E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0009-0003-4970-3137 Evgeniya Yu. Shuvaeva, Candidate of Architecture, Associate Professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russian Federation E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0002-4337-4171 |
| Title of the article | Typology of historical gymnasiums in Saint Petersburg based on the volumetric and planning characteristics |
| Abstract. | Problem statement. Historical gymnasiums constitute an important layer of St. Petersburgs architectural heritage, being an integral part of its historical and socially significant infrastructure. The study of the typological features of historical educational institutions provides a theoretical basis for scientific and design rationale for the modernization of such facilities, and also complements the overall picture of the pre-modern construction tradition. This paper attempts to typologize the historical gymnasiums of St. Petersburg based on their volumetric and planning patterns. The study aims to identify the planning and spatial-morphological characteristics of historical gymnasiums in St. Petersburg, analyze the stages of their infrastructure development, and determine their role in the urban fabric. Results. The study examined the construction chronology of the objects, taking into account their interaction with the evolving urban planning situation, and analyzed the layouts of the gymnasiums. It was found that the formation of St. Petersburg gymnasium infrastructure included the adaptation of existing buildings before the principles for specialized school construction were formulated. The analysis of the volumetric and planning patterns allowed for the differentiation of the entire array of St. Petersburg gymnasiums into four groups, with the exception of one instance that did not fit into the general typology. It should be noted that the evolution of the studied design solutions reflected the perception of gymnasiums as significant civil facilities. As part of the research, it was important to refer to the legal documents that determined the development of school construction. Conclusions. By the end of the 19th century, St. Petersburg was dominated by high-quality gymnasium architecture, which was largely in line with modern ideas about specialized school spaces. The buildings from this era have significant potential to support educational functions. |
| Keywords. | historical gymnasiums in St. Petersburg, gymnasium infrastructure, service system, network of educational institutions, volumetric and planning structure, campus, boarding house, dormitory, and floor-by-floor zoning scheme |
| Для цитирования: | Сиразеев Н.Р., Шуваева Е.Ю. Типологизация исторических гимназий Санкт-Петербурга на основе объёмно-планировочных характеристик // Известия КГАСУ, 2025, № 3 (73), с. 233-250, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/73.19, EDN: TDNAHP |
| For citations: | Sirazeev N.R., Shuvaeva E.Yu. Typology of historical gymnasiums in Saint Petersburg based on the volumetric and planning characteristics// News of KSUAE, 2025, № 3 (73), p. 233-250, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/73.19, EDN: TDNAHP Typology of historical gymnasiums in Saint Petersburg based on the volumetric and planning characteristics// News of KSUAE, 2025, № 3 (73), p. 233-250, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/73.19, EDN: TDNAHP |














