Анкета автора(ов)
| Фамилия, имя, отчество, учёная степень, звание, должность. Полное и сокращённое наименование организации, адрес организации. | Саматов Даниф Ленарович, инженер-проектировщик 2 категории, ООО «СК» АВТОДОР», г. Казань, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0009-0003-7483-397X Хузиахметова Карина Рустамовна, ассистент, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0001-5313-3147 Мавлиев Ленар Фидаесович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0001-6301-0941 Мокшин Владимир Васильевич, кандидат технических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань, Российская Федерация E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0002-7650-3419 |
| Название статьи. | Автоматизация подбора марки битумного вяжущего с учетом температурных условий и транспортных нагрузок |
| Аннотация. | Постановка задачи. Подбор битумного вяжущего по системе Performance Grade играет ключевую роль в обеспечении долговечности и надежности дорожных покрытий и оснований. Однако данный процесс остается трудоемким, так как требует учета большого массива исходных данных: климатических условий, транспортных нагрузок, особенностей проектируемой конструкции и нормативных требований. Выполнение расчетов вручную занимает значительное время, повышает вероятность ошибок и затрудняет выбор оптимальной марки вяжущего. Поэтому актуальной задачей является автоматизация процесса подбора марки битума. В связи с этим была сформулирована цель работы, заключающаяся в разработке программы для автоматизированного подбора марки битумного вяжущего с учетом климатических условий и транспортных нагрузок. Задачи работы заключаются в сборе исходных данных для подбора битумного вяжущего Performance Grade, оценке температурных условий регионов Российской Федерации, анализе транспортных нагрузок, разработке кода и создании программного обеспечения для выбора марки вяжущего по системе Performance Grade, а также в сравнительном анализе результатов подбора разработанного программного обеспечения с существующими аналогами. Результаты. Разработанная программа обеспечивает значительное сокращение трудозатрат (в 20-70 раз по сравнению с ручным расчетом), полное соответствие методике нормативной документации, а также превосходит существующие аналоги по актуальности нормативной базы и объему климатических данных. Выводы. Значимость полученных результатов для дорожной отрасли заключается в повышении точности подбора материалов, сокращении ошибок и обеспечении долговечности дорожной инфраструктуры при оптимизации затрат на ее эксплуатацию. |
| Ключевые слова. | битумное вяжущее, Performance Grade, PG, автоматизация, асфальтобетон, автомобильная дорога, дорожное строительство, Python |
| First name, Middle name, Last name, Scientific degree, Scientific rank, Current position. Full and brief name of the organization, The organization address. | Danif L. Samatov, Category 2 Design Engineer, “SK AVTODOR” LLC, Kazan, Russian Federation E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0009-0003-7483-397X Karina R. Khuziakhmetova, assistant, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0001-5313-3147 Lenar F. Mavliev, candidate of technical sciences, associate professor, head of department, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0001-6301-0941 Vladimir V. Mokshin, candidate of technical sciences, associate professor, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Kazan, Russian Federation E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , ORCID: 0000-0002-7650-3419 |
| Title of the article | Automation of selection of bitumen binder grade taking into account temperature conditions and transport loads |
| Abstract. | Problem statement. Selection of bitumen binder according to the Performance Grade system plays a key role in ensuring the durability and reliability of road surfaces and foundations. However, this process remains labor-intensive, as it requires taking into account a large array of initial data: climatic conditions, transport loads, features of the designed structure and regulatory requirements. Performing calculations manually takes a significant amount of time, increases the likelihood of errors and complicates the selection of the optimal binder grade. Therefore, an urgent task is to automate the process of selecting a bitumen grade. In this regard, the goal of the work was set, which is to develop a program for the automated selection of a bitumen binder grade taking into account climatic conditions and transport loads. The tasks of the work are to collect initial data for the selection of PG bitumen binder, assess the temperature conditions of the regions of the Russian Federation, analyze transport loads, develop a code and create software for selecting a binder grade according to the PG system, as well as a comparative analysis of the results of selecting the developed software with existing analogues. Results. The developed program provides a significant reduction in labor costs (20-70 times compared to manual calculations), full compliance with the regulatory documentation methodology, and surpasses existing analogues in terms of the relevance of the regulatory framework and the volume of climate data. Conclusions. The significance of the results obtained for the road industry consists in increasing the accuracy of material selection, reducing errors and ensuring the durability of road infrastructure while optimizing the costs of its operation. |
| Keywords. | bitumen binder, Performance Grade, PG, automation, asphalt concrete, highway, road construction, Python |
| Для цитирования: | Саматов Д.Л., Хузиахметова К.Р., Мавлиев Л.Ф., Мокшин В.В. Автоматизация подбора марки битумного вяжущего с учетом температурных условий и транспортных нагрузок // Известия КГАСУ, 2025, № 3 (73), с. 331-340, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/73.28, EDN: WCHOEC |
| For citations: | Samatov D.L., Khuziakhmetova K.R., Mavliev L.F., Mokshin V.V. Automation of selection of bitumen binder grade taking into account temperature conditions and transport loads // News of KSUAE, 2025, № 3 (73), с. 331-340, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/73.28, EDN: WCHOEC |














